» » »

18. ДЕКАРТ (продолжение)

№18. У Декарта Бог являентся не столько религиозным, сколько философским, богом разума, существование которого следовало не постулировать, а доказывать, причем лишь с помощью рациональных аргументов. Бог - существо, в самом себе заключающее источники, гарантии и смысл своего бытийствования. Бог в философии Д. является первой, истинной субстанцией, объективной реальностью. Благодаря ему приходят к единству две другие субстанции -  материальная и мыслящая.

Декарт, пришедший в итоге своих сомнений к признанию, что достоверна только реальность познающего разума, все же выдвинул мысль о правдивости бога. Для чего бы Бог одарил нас зрением, слухом и другими способностями восприятия, если то, что мы видим, слышим и т. д., существует только в нашем сознании? Абсолютно необходимый и совершенный бог не способен обманывать человека в высшем проявлении его познавательных сил.

По мнению Декарта, коль скоро божественное всемогущество бесконечно или абсолютно, исключены какие бы то ни было ограничения его. Раз для Бога все возможно, то Бога следует признать независимым от чего бы то ни было, т. е. абсолютно свободным. Эту сферу, в которой Абсолют пребывает в себе и его “внутренняя” свобода абсолютна, можно описать как сферу абсолютного поссибилизма.

Для Декарта основой достоверности всякого человеческого знания, в том числе и знания о существовании своего собственного мышления, была достоверность существования Бога как абсолютного гаранта истинности всех высказываний, содержащаяся в так называемом онтологическом доказательстве бытия Бога. Отсюда берет свое начало и так называемая проблема “логического круга” в доказательстве Декарта, когда достоверность существования Бога обосновывается ясностью и отчетливостью интуитивного восприятия человеческого мышления, а ясность и отчетливость человеческого мышления как логический критерий истины ставятся в зависимость от достоверности существования Бога, или “бесконечной природы”, которая обосновывается в “онтологическом аргументе”.

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.