№12.
Ф.А. выделяет четыре уровня бытийности вещей в
зависимости от степени их актуальности,
выражающейся в том, каким образом форма, то есть
актуальное начало, реализуется
в вещах.
На
низшей стунени
бытия форма, согласно Фоме, составляет
лишь внешнюю определенность вещи;
сюда относятся неорганические стихии
и минералы. На
следующей ступени форма предстает как конечная причина
вещи, которой
поэтому внутренне присуща
целесообразность, названная
Аристотелем растительной душой, как бы формирующей тело изнутри,-
таковы растения. Третий
уровень -
животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в
себе не
только цель, но и
начало
деятельности, движения.
На всех трех
ступеннх форма по-разному привходит в материю,
организуя и одушевляя ее.
Наконец, на четвертой
ступени форма предстает уже не как
организующий принцип
материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум,
разумная душа,
высшее из сотворенных сущих. Не
будучи
связана с материей,
человеческая
разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумнан душа носит
у Фомы
имя самосущего.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.