» » »

12. ФОМА АКВИНСКИЙ (продолжение)

№12. Ф.А. выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности,  выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей стунени бытия форма, согласно Фоме, составляет  лишь внешнюю определенность вещи;  сюда относятся неорганические стихии  и  минералы.  На  следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи,  которой поэтому внутренне  присуща целесообразность, названная Аристотелем растительной душой, как бы формирующей тело изнутри,- таковы растения.  Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения. На всех трех ступеннх форма по-разному привходит в материю,  организуя и одушевляя ее.  Наконец, на четвертой  ступени  форма  предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.  Не будучи связана с  материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумнан душа носит у Фомы имя самосущего.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме,  самостоятельным  бытием,  в  отличие  от  акцидетнций (свойств,  качеств),  которые  существуют  только  благодаря субстанциям. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие,  а потому при ее появлении мы говорим,  что нечто возникло, а при ее исчезновении, что  нечто  разрушилось.  Акцидентальная же форма – источник определенных качеств,  а не бытия вещей.

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.