» » »

21. ЛЕЙБНЕЦ (продолжение)

№21. Лейбниц. Познания бывают: ясные (только то, что мы можем представить, их достаточно, чтобы познать и отличить вещь) и смутные. Ясные познания бывают: отчетливые (которые хорошо различны сами по себе и отличают в предмете признаки, необх. при определении и анализе) и неотчетливые, адекватные (законченное, совершенное, уже не нуждается в дополнениях) и неадекватные, интуитивные (не в результате анализа, а благодаря озарению) и символические.

Л.: все наше познание основано на общих понятиях, которыми владеет только Бог.

Вся разумная деятельность строится на 2-х принципах: 1) закон достаточного основания: ничто не происходит без достаточного основания (есть феномен, т.к. есть субстанция); 2) закон противоречия: круг не может быть квадратом.

Истинами разума представляются те, противоположное которым логически немыслимо. Это совокупность истин, находящихся в разуме Бога и основанных, главным образом, на принципе тождества, законах непротиворечия и исключенного третьего.

Истины факта, в отличие от истин разума, - это эмпирические, лишенные метафизической необходимости, т.е. случайные истины, противоположное им логически мыслимо.

Есть простые идеи, определения которых дать невозможно, некие первоначальные принципы, которые не могут быть доказаны, и не нуждаются в этом, так как противоположное им несет в себе явное противоречие.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.