Главная » Общенаучные дисциплины » История » Древнерусское государство в IX-XI веках

Древнерусское государство в IX-XI веках

Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно Повести временных лет, утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена братьев искажением древнешведских слов: синеус -со своими родами, трувор - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследни-

ка (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в

исторической литературе называть династию киевских князей

Рюриковичами, а Киевскую Русь - державой Рюриковичей), власть

в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег

(879-911).

Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и

Дир (некоторые историки считают этих князей последними представи-

телями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью об-

мана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром

объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская им-

перия. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего юж-

ного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз

удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил дого-

вор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами

Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заклю-

чены договоры с греками, составленные, как записал летописец, на

двое харатьи, т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом язы-

ках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до 

принятия христианства. До появления Русской Правды складывалось

и законодательство (в договоре с греками упоминалось о Законе рус-

ском, со которому судили жителей Киевской Руси).

После смерти Игоря его жена Ольга (945-964)

жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство

древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего кня-

зя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поми-

нальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие

древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в

качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам

голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в

свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В резуль-

тате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В

огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упо-

рядочение сбора дани. Она установила уроки - размер дани и погос-

ты - места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров

и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливала

княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты - видимо,

укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти

погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли ти-

верцев, уличей и окончательно - древлян.

Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (964-972) -

сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным дея-

телем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший

цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить

Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие стра-

ны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает

справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоедине-

ние земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил

мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на

Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на

Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался при-

близить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский

конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским импе-

ратором за Балканский полуостров. В период успешных военных дейст-

вий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государ-

ства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут

сходиться блага из разных стран; шелк, золото, утварь Византии, се-

ребро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы

из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав

был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему

удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападе-

нии, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую пече-

неги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан

приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил

из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг.

XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены

стальные мечи, которые, как предполагатот, принадлежали Святославу и

его дружинникам.

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х -

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Я в.)

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем

стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ-

лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его

рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил

Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице

Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал за море, откуда через два года

вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир

занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объедини-

лись в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вяти-

чи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило

дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья

и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение за-

щиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд кре-

постей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились заставы бога-

тырские, защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю

легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу-

дарственной религии было принято христианство. Христианство, как

повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про-

поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Хри-

ста. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Пет-

ра отправился в Скифию. Как свидетельствует Повесть временных

лет, апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил

на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет матерью горо-

дов русских. Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по

словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и

далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях от-

дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и

Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте-

пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-

суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес

располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало

участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия

П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы-

полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну

выйти замуж в обмен на крещение варвара, которого давно привлека-

ла греческая вера.

30

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь на-

род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление

населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер-

ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи-

лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего

развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни

(бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или

аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей

перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вель-

може, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими

своих обязанностей на земле.

Божий слуга - государь был, по византийским традициям, и спра-

ведливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защит-

ником границ державы. Принятие христианства укрепляло государст-

венную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело

большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, от-

вергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим

христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии рус-

ской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и

античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит,

назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Ру-

си возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах

и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви -

десятину (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать Святошку Окаянного - зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести. При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины