Главная » Общенаучные дисциплины » Метрология » Сущность управления качеством продукции

Сущность управления качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при её создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции. Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются технологические процессы (обработка почвы, посев, уход за посевами и т.д.), от которых зависит качество продукции [4, 11, 26].

Выделяется несколько уровней управления качеством продукции, работ и услуг:

1) общегосударственный уровень, на котором централизованно устанавливаются обязательные российские стандарты;

2) уровень предприятия в целом - это службы управления качеством на предприятии. На этом уровне разрабатываются планы по повышению качества продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) уровень производственных подразделений предприятия. На этом уровне выполняются функции контроля качества продукции;

4) уровень исполнителей, которые самостоятельно контролируют качество выполняемых ими операций с целью выпуска бездефектной продукции [15].

В число основных функций управления качеством продукции входят такие функции, как прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции; планирование повышение качества продукции; нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; разработка и постановка продукции на производство; обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех уровнях жизненного цикла продукции; профилактика брака продукции; обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, финансовое) и др. [11].

Выработка управленческих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии технического процесса с его характеристиками, предусмотренными нормативной документацией (стандартами, техническими условиями, производственными заданиями и др.). Успешная деятельность предприятия должна обеспечивать производство продукции, которая отвечает определённым потребностям, удовлетворяет требования потребителей, соответствует применяемым стандартам и техническим условиям и направлена на получение прибыли.

 

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая организационную структуру. Основные направления - включение в систему управления механизма маркетинговой деятельности, ориентация её на потребителя и усиление механизма воздействия системы управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Улучшение качества продукции требует определённых затрат, которые, как правило, окупаются. По данным американских экспертов, затраты на качество продукции многих фирм достигают 20% от суммы продаж, при чём наблюдается их ежегодный рост [26].

Таким образом, деятельность по управлению качеством на предприятии осуществляется в рамках определённых организационных форм:

- специализированная служба качества. Это наиболее прогрессивный подход, согласно которому на предприятии создаётся самостоятельное подразделение, специалисты которого отвечают за положение дел в сфере качества;

 

- функциональные звенья, а именно отделы и службы смежных направлений деятельности (например, агрономическая служба, сотрудники которой оптимизируют систему ухода за посевами и т.д.);

- линейное подразделение, такое как бригада, ферма, комплекс, цех;

- внешние участники в лице специалистов, экспертов сторонних организаций.

Важную роль в управлении качеством продукции и труда должны играть функциональные службы сельскохозяйственного предприятия (экономическая, агрономическая, зооветеринарная, инженерная). Эти службы разрабатывают критерии оценки качества продукции, положения о материальном стимулировании повышения качества, предложения по совершенствованию технологии производства сельскохозяйственной продукции и т.д. Качество продукции в значительной мере зависит от действий руководителей подразделений. В их функции входят контроль за выполнением заданий, установление объективной оценке качества продукции и труда, разработка мероприятий, направленных на повышение качества, организация и их выполнение [26].

Особое место в управлении качеством занимает контроль качества произведённой продукции. Контроль качества продукции - проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям. В целях обеспечения высокого качества продукции фирмы устанавливают контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта технологическим характеристикам [4, 11, 12].

Статистические методы - важнейшие инструменты контроля и управления качеством, получившие наибольшее распространение в Японии в 50-х г. 20 века. В число «семи японских инструментов контроля качеством» входят (приложение В):

1) контрольный листок - инструмент первичной регистрации данных. Используются для контроля как качественных, так и количественных признаков;

2) графики, предназначенные для наглядности и облегчения понимания взаимозависимости количественных причин или их изменений во времени. Чаще всего применяются линейные, круговые, столбчатые и ленточные графики;

3) диаграмма Парето позволяет наглядно представить потери в зависимости от различных несоответствий. Вначале можно сосредоточить усилия на устранении несоответствий, которые приводят к наибольшим потерям;

4) причинно-следственная диаграмма, которую преимущественно применяют при анализе дефектов, приводящих к наибольшим потерям («диаграмма рыбьего скелета»); гистограмма - столбчатый график, который применяется для наглядного изображения распределения конкретных значений параметра;

5) диаграмма разброса - график зависимости между двумя параметрами, для выявления корреляционной зависимости;

6) контрольная карта - разновидность графика, который имеет контрольные границы допустимого диапазона рассеяния рабочих характеристик процесса;

Среди новых инструментов контроля и управления качеством выделяются диаграмма зависимостей, диаграмма сродства, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, анализ матричных данных, стрелочная диаграмма [13, 14].


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины