Главная
»
Самолетостроение
»
Автоматизированное проектирование конструкций
»
Допуски и посадки (1.8). (2 Рис)
Допуски и посадки (1.8). (2 Рис)
1.8.Допуски и посадки
Для проектирования, изготовления и ремонта машин большое техническое и экономическое значение имеет взаимозаменяемость деталей и узлов.
Взаимозаменяемыми деталями машин называются такие, которые могут занимать свои места в машине без дополнительной обработки и выполнять при этом свои функции в соответствии с заданными техническими условиями. Благодаря взаимозаменяемости ускоряется проектирование, значительно облегчается и упрощается сборка и ремонт изделий.
Взаимозаменяемость деталей в машиностроении обеспечивается системой допусков и посадок, нормализованной соответствующими стандартами и описанных в соответствующих ГОСТах.
Размеры деталей, полученные в результате расчета и нанесенные на чертеж, называются номинальными размерами. Размеры изготовленной детали, найденные путем ее измерения, называются действительными размерами. Действительные размеры отклоняются от номинальных, что объясняется погрешностями изготовления, а также необходимостью обеспечить требуемое соединение деталей. Так, например, между валом и подшипником скольжения должен быть зазор для смазки, шкив должен плотно насаживаться на вал. Для обеспечения нормальной работы узла машины номинальным размером устанавливаются допускаемые отклонения.
Наибольшим и наименьшим предельными размерами называются такие размеры, между которыми может колебаться действительный размер.
Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.
Из двух поверхностей, входящих одна в другую, охватывающая поверхность условно называется отверстием, а охватываемая – валом. Детали, соединенные друг с другом , называются сопряженными деталями. Положительная разность между размером отверстия и вала называется зазором, а отрицательная – натягом. Различные виды соединений деталей обуславливаются применением соответствующих посадок. Посадки бывают с гарантированным зазором, переходные и с натягом.
Различаются два вида системы допусков: система отверстия и система вала. В системе отверстия минимальный предельный размер отверстия равен номинальному размеру. Отклонения размеров отверстия направлены в сторону увеличения отверстия. Размеры отверстия не зависят от вида посадки. Необходимая посадка при системе отверстия создаётся путем изменения размеров вала.
В системе вала, наоборот, наибольший предельный размер вала принимают равным номинальному размеру. Отклонение размеров вала направлено в сторону уменьшения диаметра вала. Различные посадки при системе вала обеспечиваются путем назначения различных по величине допусков размеров отверстия.
Рис.1.2.Система отверстия. Рис.1.3.Система вала
1. Посадка с гарантированным зазором.
2. Посадка переходная.
3. Посадка с натягом.
Система отверстия является наиболее распространенной в машиностроении, так как изменение размеров вала на современном оборудовании осуществляется проще, нежели изменение размеров отверстий. При системе отверстия уменьшается необходимое количество режущего инструмента (сверл, разверток), требующихся для обработки отверстий.
Если на вал насаживается несколько деталей, то он должен быть изготовлен ступенчатым (Рис. 1.4). Система вала применяется в тех случаях, когда на гладкий вал постоянного диаметра насаживается несколько деталей с различными видами посадок. Применение системы вала целесообразно при изготовлении осей или валов из калиброванного материала. Пример, монтаж подшипников качения осуществляется с применением одновременно обеих систем: системы отверстия – для внутренних колец подшипников и системы вала – для наружных колец.
Рис.1.4.Ступенчатый вал.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.