Главная » Самолетостроение » Конструкция и проектирование самолетов » Этапы проектирования самолёта; их краткое содержание.

Этапы проектирования самолёта; их краткое содержание.

Рассмотрение взаимосвязей и взаимообусловленности отдельных видов проектирования, поиск оптимального решения  на основе компромисса между противоречивыми требованиями аэродинамики, прочности, снижения массы ЛА, уменьшения сложности и стоимости изготовления конструкции и систем составляет содержание процесса проектирования.

    Под проектированием ЛА  обычно понимают процесс разработки технических материалов  (документации), обеспечивающих организацию и осуществление всех этапов жизненного цикла ЛА. На современном этапе развития теории и практики проектирования использование методологии комплексного проектирования ЛА с широким применением быстродействующей вычислительной и моделирующей техники позволяет решать сложные задачи, стоящие перед коллективом проектировщиков. Существенную роль в решении этих задач играет научная организация труда, строгая регламентация последовательности и содержания этапов проектирования, предусмотренная в нашей стране Единой системой конструкторской документации  (ЕСКД).

Основные этапы процесса проектирования самолета:

Техническое задание

 Подготавливается заказчиком, который, как правило, и финансирует данную разработку. Это документ, в котором содержатся сведения о назначении данного самолета, основные технические требования к нему и ожидаемые экономические показатели. Оговариваются порядок приемки самолета и ряд других сведений. Техническое задание от заказчика поступает в одно или несколько ОКБ в зависимости от направления их деятельности.

Техническое предложение(«аванпроект») является как бы ответом ОКБ на техническое задание заказчика. Это документ, в котором содержится анализ возможности выполнения технических, тактических и экономических требований, заявленных в техническом задании, а также анализируются варианты возможных путей решения поставленной задачи. Основная задача технического предложения - показать, что самолет с заданными заказчиком характеристиками может быть реально создан. Эта работа проводится под общим руководством генерального (главного) конструктора. При этом анализируются аналоги и прототипы, обобщаются собственные знания и опыт, решаются оптимизационные задачи (выбора наилучших решений), для чего широко используются современные ЭВМ.

Эскизный проект представляет собой совокупность конструкторских документов, содержащих принципиальные конструктивные решения, дающие полное представление об устройстве и принципе работы изделия, его параметрах, а также проработку ряда смежных вопросов (технологичности, эргономичности, вопросов транспортировки, патентной чистоты, промсанитарии и г. п.). Эскизный проект является дальнейшей детализацией технического предложения. Не следует путать эскизный проект с эскизами, т.е. считать, что это проект, в котором чертежи выполнены от руки. Разработка эскизного проекта ведется на основе глубоких знаний различных наук (аэродинамики, прочности, механики, физики, химии, электро- и радиотехники, технологии). Заложенные в эскизном проекте технические решения подтверждаются соответствующими расчетами и обоснованиями. Уточняются параметры самолета, заявленные в техническом предложении.

Технический проект представляет собой углубленную проработку эскизного проекта. По своему содержанию это перечень конструкторских документов, содержащих окончательные технические решения и полные сведения об устройстве создаваемого самолета. Эти работы выполняются в ОКБ в так называемом проектном подразделении, которым руководит непосредственно главный конструктор или один из его первых заместителей. При создании технического проекта прорабатываются все вопросы создания самолета, в том числе выбираются необходимые материалы и технологии. На основании этого проекта строят в натуральную величину из дерева и металла макет будущего самолета. Этот макет рассматривает и утверждает специальная комиссия из специалистов самого высокого ранга, которая называется макетной. По результатам работы комиссии проект принимается, и выходит постановление правительства о начале работ по рабочему проектированию как в основном, так и в смежных ОКБ, занимающихся разработкой оборудования, агрегатов. Этим же постановлением определяется и серийный завод-изготовитель. Пока делается макет нового самолета, специалисты испытывают модель самолета в аэродинамической трубе для предсказания его поведения в полете.

Рабочий проект предусматривает на основании конструкторских и технологических разработок, выполненных на предыдущих этапах проектирования, выпуск рабочих чертежей, по которым будет построен реальный самолет. Эта работа проводится в конструкторском подразделении ОКБ и является важным и ответственным этапом создания самолета. Именно им определяется продуманность конструкции, технологичность и удобство обслуживания проектируемого самолета. По качеству рабочих чертежей трудовые коллективы, изготавливающие самолет, будут оценивать уровень технической культуры ОКБ.

Изготовление опытного образца представляет собой воплощение рабочих чертежей самолета в реальные детали, узлы и агрегаты самолета, т.е. этот этап представляет собой производственный процесс изготовления опытного самолета. На этом этапе в работу включаются технологи, мастера, рабочие различных профессий.

Испытания и приемка предусматривают как наземные испытания самолета (проверку правильности монтажа и совместного функционирования всех систем самолета), так и летные испытания, при которых самолет проверяется в реальных условиях эксплуатации. Результаты испытаний оформляются актом Государственной комиссии, и, если новый самолет принят этой комиссией, начинается его серийное производство.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины