Главная » Самолетостроение » Конструкция и проектирование самолетов » Методы обеспечения взаимозаменяемости и компенсации погрешностей при сборке.

Методы обеспечения взаимозаменяемости и компенсации погрешностей при сборке.

Элементы конструкции одного наименования будут взаимозаменяемыми в изделии по данному контуру (параметру), если погрешности этого контура (параметра) у рассматриваемых элементов лежат внутри поля допуска.

Порядок расчета производственных погрешностей сборки:

1.      Разработка схемы базирования. Производится на основе технологического чертежа объекта сборки. Соответствующими индексами указывают способы базирования по осям координат.

2.      Составленные на основе схем базирования уравнения сборочной размерной цепи и уравнение погрешностей сборного контура.

3.      Разработка схемы расчета погрешностей. Производится в виде блок-схемы переноса размеров с первоисточника на изделие.

4.      Определение величин погрешности отдельных этапов переноса размеров по данным статистики. Величины погрешностей рекомендуется указывать на соответствующих ребрах схемы.

5.      Решение уравнения погрешности. Осуществляется методом максимумов/минимумов либо теоретико-вероятностным методом.

Уменьшение погрешностей достигается либо путем повышения точности изготовления элементов конструкции (что увеличивает их стоимость), либо путем повышения относительной жесткости элементов благодаря использованию сборочных приспособлений.

Излишнюю погрешность из размерной цепи удаляют путем изменения величины заранее выбранного составляющего звена, называемого компенсирующим звеном или компенсатором. По типу компенсирующего звена различают следующие основные способы компенсации:

a)      компенсация путем изменения взаимного расположения элементов конструкции собираемого изделия (возможна в том случае, если пространственная взаимосвязь сопрягаемых элементов изделия позволяет осуществлять перемещение их параллельно замыкающему звену размерной цепи контура без изменения характера сопряжения);

b)      компенсация путем введения в конструкцию изделия специальных элементов – компенсаторов – основан на применении компенсаторов-прокладок либо заполнении зазоров специальным заполнителем, подвергаемым в дальнейшем отверждению.

c)      компенсация деформированием элементов изделия – для изделий из листового материала или тонкостенных профилей.

d)      компенсация за счет удаления припуска с поверхностей элементов изделия – если изделие достаточно жесткое и способно воспринять нагрузки при обработке поверхности. Припуск снимается механической обработкой или вручную.

e)      компенсация путем наращивания слоя материала на поверхности элементов изделия – осуществляется путем наплавления или напыления до нужной величины слоя припуска. Редко используется в конструкциях самолетов.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины