Главная » Информационные системы » Администрирование в ИС » История развития и основные идеи ITIL

История развития и основные идеи ITIL

В 1998г. Hewlett-Packard предложила типовую модель информационных технологий HP IT Reference Model, которая позволяет разработать структуру ИТ-процессов в компании и на ее основе реализовать управление качеством информационных услуг. Типовая модель представляет собой методику внедрения лучшего международного опыта в области ИТ, собранного в Библиотеке IT Infrastructure Library. Библиотека ITIL – это сборник из 68 книг по различным областям функционирования ИТ, включая планирование ресурсов, управление проблемами, управление инцидентами, разработку и внедрение новых услуг, снижение расходов, управление пользователями и т.д. Эта информация собиралась и систематизировалась Комитетом по телекоммуникациям при правительстве Великобритании, а сейчас поддерживается, издается и обновляется независимой организацией EXIN (www.exin.nl).

Библиотека ITIL – своеобразный эталон, сопоставляя с которым состояние информационных технологий компании можно определять области, требующие усовершенствования. НР взяла систему стандартов ITIL за основу и, добавив собственный опыт, а также опыт своих партнеров и заказчиков, разработала структуру ИТ-процессов и их взаимосвязей. Если Библиотека ITIL показывает, «что такое хорошо», то Типовая модель определяет пути достижения эталона. Типовая модель – самый верхний уровень системы управления качеством информационных услуг, карта стандартных ИТ-процессов, которая при внедрении в конкретной оргагнизации наполняется специфическим содержанием, позволяет распределить необходимые функциональные роли между сотрудниками ИТ-отдела и выбрать оптимальный инструментарий. НР подчеркивает, что разработанная модель применима к любой информационной инфраструктуре, независимо от ее масштаба и степени распределенности.

Библиотека ITIL – это собрание передового опыта, накопленного в IT-индустрии. Инициатором ее разработки стало правительство Великобритании. Сейчас эту библиотеку поддерживает британское правительственное агентство Office of Government Commerce. ITIL не является собственностью ни одной коммерческой организации и представляет собой собрание лучших методов, которые существуют в ИТ-индустрии. Библиотека включает семь томов, в которых описаны принципы эффективного и рентабельного использования ИТ-ресурсов. Важным является то, что все процессы, описанные в библиотеке, нацелены на разработку единого подхода, который не зависит от поставщика услуг. 
ITIL (Библиотека Инфраструктуры ИТ) - это наиболее распространенный подход к управлению ИТ как поставщиком услуг. ITIL представляет собой взаимосвязанный набор методов, или лучших практик (best practice), взятых как из опыта общественных и государственных организаций, так и предприятий частного сектора. Основой подхода являются книги Библиотеки ITIL. Развитие и популяризация Библиотеки поддерживаются не только её издателем (OGC) но и независимым профессиональным сообществом (itSMF), а также наличием учебных организаций и квалификационных схем. Кроме того, на рынке достаточно щироко представлены программные продукты для автоматизации описанных в Библиотеке процессов. Доступны также консультационные услуги по внедрению подхода ITIL.

Текущая редакция Библиотеки ITIL включает в себя семь книг:

  Поддержка Услуг (Service Support)

  Доставка Услуг (Service Delivery)

  Планирование внедрения Управления Услугами (Planning to Implement Service Management)

  Управление Приложениями (Application Management)

  Управление Инфраструктурой ИКТ (ICT Infrastructure Management)

  Управление Безопасностью (Security Management)

  Бизнес-перспектива (The Business Perspective)
а также дополнительную (complementary) книгу - Управление Конфигурациями ПО (Software Asset Management).
На сегодняшний день книги Библиотеки доступны только на английском, однако предпринимаются шаги к переводу на другие языки, в частности на русский.

Издателем Библиотеки ITIL является OGC (The Office of Government Commerce) - британская правительтвенная организация, отвечающая за повышение эффективности работы государственных структур Великобритании, а также за развитие кооперации с компаниями частного сектора.
Поскольку публикация Библиотеки проходит под эгидой правительства, ITIL защищена копирайтом, поэтому воспроизведение или публикация её материалов должны быть согласованы с OGC. При этом использование подхода, процессов и практик, описанных в ITIL, не ограничивается.

Важным общественным институтом, поддерживающим развитие и популяризацию Библиотеки, является itSMF (IT Service Management Forum) - независимый международный форум специалистов управления ИТ-услугами. Эта некоммерческая организация объединяет как частных лиц - профессионалов в области управления ИТ, так и корпоративных членов, в том числе компаний-вендоров. Национальные подразделения itSMF действуют на сегодняшний день в 14 странах. В числе глобальных членов Форума (Global members) такие компании, как MicroSoft, SUN, HP и IBM.

Существующие квалификационные схемы поддерживаются двумя организациями: ISEB (The Information Systems Examination Board) – подразделением Британского Компьютерного Общества (British Computer Society) – и EXIN - Голландским Экзаменационным Институтом. Действует трехступенчатая сертификация:

  базовый уровень (Foundation Certificate)

  уровень практика (Practitioner’s Certificate)

  уровень менеджера (Manager’s Certificate)
Эта схема действует в отношении отдельных специалистов, для организаций возможности получить формальный статус соответствующей ITIL нет. Для доказательства соответствия ПО рекомендациям ITIL достаточно часто используется статус 'Pink Verify' от компании PinkElephant. Владелец же Библиотеки ITIL - OGC - не предоставляет услуг по проверке соответствия ITIL, предпочитая дождаться выхода схемы сертификации на основе национального государственного стандарта - BS15000 (Standard for IT Service Management), разрабатываемой BSI (British Standards Institution) - Британским Институтом по Стандартизации.

Сейчас на основе ITIL разработан британский стандарт BSI 15000, который практически без изменений перешёл в категорию международного стандарта под именем ISO 20000


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины