Главная
»
Информационные системы
»
Администрирование в ИС
»
=Варианты структур информационной службы
=Варианты структур информационной службы
Рассмотрим стандартную классификацию оргструктур в применении к ИТ-подразделениям.
1. Линейный – наиболее простой способ организации. Используется в небольших компаниях или на начальных этапах развития ИТ. Как правило, в этом случае выделяется должность руководителя отдела, в непосредственном подчинении которого находятся несколько ИТ-специалистов.
2. Функциональный способ организации – результат развития линейной структуры (см. рисунок). Собственно, этот способ сегодня является наиболее распространенным и служит основой для большинства других типов ИТ-оргструктур. Специалистов ИТ-отделов разделяют на подразделения на основе выполняемых функций. Могут выделяться инженеры, программисты, аналитики, администраторы (сети, СУБД, отдельных информационных систем ). Сотрудников, как правило, делят на ведущих (главных) и просто специалистов.
3. Дивизиональный способ организации. Функциональной структуры может оказаться недостаточно, если компания состоит из нескольких крупных территориально-распределенных филиалов. В этом случае использование централизованной функциональной структуры может замедлить скорость решения задач отдельных филиалов. Как правило, решением становится использование дивизиональной структуры ИТ-подразделения. По сути, это означает, что в каждом филиале создается ИТ-подразделение (со структурой близкой или идентичной структуре центрального офиса), в котором назначается руководитель. При этом у сотрудников филиального подразделения может сохраняться функциональная подчиненность соответствующим руководителям подразделений центрального офиса. Минусом такой оргструктуры является увеличение руководящего состава в ИТ-структуре, усложнение администрирования распределенных ИС, так как получается, что за различные части этой системы отвечают сотрудники разных «дивизионов». Чтобы частично разрешить второй недостаток, используются также смешанные структуры, где основные ИТ-подразделения организуются на дивизиональной основе, но существуют отдельные подразделения ИТ, сохраняющие функциональную организацию, например, служба поддержки, организованная в центральном офисе, является единой для всех филиалов. Другие типы дивизиональных структур – по клиенту или по продукту – в ИТ применяются значительно реже. Примером дивизиональной структуры по продукту может служить выделение отделов в ИТ-подразделении по отдельным крупным информационным системам (отдел сопровождения ERP-системы, например).
Во многих случаях функциональная и дивизиональная структуры обеспечивают эффективную поддержку бизнеса. Однако если речь идет не только об обеспечении работоспособности ИТ-инфраструктуры, но и о ее постоянном развитии в соответствии с потребностями бизнеса, то компания должна использовать адаптивные оргструктуры ИТ-подразделений.
Классический подход выделяет два типа адаптивных оргструктур: проектную и матричную. В применении к ИТ-подразделению, проектная структура означает, что компания привлекает внешних специалистов для решения определенных задач развития – например, выбора и внедрения какой-либо информационной системы. После завершения проекта эти специалисты покидают компанию или принимают участие в новых проектах. Такая структура очень полезна в период интенсивного развития ИТ-инфраструктуры компании. Действительно, зачем на постоянной основе увеличивать штат ИТ-специалистов, если для выполнения проекта можно взять временных сотрудников?
Развитием проектного подхода является матричный подход. Матричная схема организации ИТ-оргструктуры предполагает наличие функциональных подразделений (функциональная оргструктура), из сотрудников которых периодически формируются проектные команды (проектная оргструктура) с возможным привлечением внешних специалистов. Такая организация является, пожалуй, наиболее эффективным способом использования всех имеющихся компетенций сотрудников для достижения поставленных задач развития ИТ-инфраструктуры. Её минусом является требование четкой регламентации взаимодействий между участниками проектной команды и линейными сотрудниками, так как возможно возникновение конфликтов «подчинения», когда, с одной стороны, сотрудник должен выполнять поручение своего линейного руководителя, а с другой, активно участвовать в проекте. Однако эти вопросы вполне могут быть урегулированы. Также необходимым условием успешного использования матричной оргструктуры является высокая квалификация менеджеров проектов и эффективные схемы мотивации сотрудников к выполнению проектов. Недостатком матричного подхода к организации ИТ является то, что он направлен именно на реализацию проектов по развитию ИТ-инфраструктуры и плохо применим к задачам ее постоянной поддержки и анализа (эти задачи реализуются в рамках функциональной оргструктуры).
Для того чтобы повысить эффективность выполнения всех задач ИТ-подразделений, используется процессный подход к организации деятельности ИТ, когда утверждается менеджер процесса, которому должны подчиняться все участники. В этом случае можно говорить о процессной оргструктуре ИТ-подразделения. Однако, многие сотрудники принимают участие в нескольких процессах. Так, если говорить об организации процессов в соответствии с методологией ITIL, то сотрудники службы поддержки регистрируют и сообщения о сбоях (процесс управления инцидентами), и запросы на изменения (процесс управления изменениями). Часто один сотрудник может выполнять роль менеджера различных процессов, например, менеджера по изменениям и по релизам. Из этого следует вывод, что нельзя просто выделить отделы в соответствии с процессами.
Рекомендации по выбору ИТ-оргструктуры
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.