» » »

6. Информационные конфликты и модели информационных конфликтов

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ – социальный конфликт в сфере производства и распространения информации, одним из субъектов которого являются журналисты или средства массовой информации. Практика свидетельствует, что в ходе избирательных кампаний резко увеличивается число конфликтов в информационной сфере. Причины К. и. различны, но, как показывает статистика Верховного суда РФ, основная доля исков к журналистам и СМИ касается ущемления чести и достоинства. Причинами таких судебных исков часто являются не только желание обогатиться и получить скандальную славу, но и непрофессионализм, правовая безграмотность журналистов.

В проблеме изучения и регулирования конфликтов существует четыре основные сферы, связанные с информационным анализом:

1. Сфера реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. 

2. Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта предшествующей жизнедеятельности человека. 

3. Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер.
4. Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения информации.

 

Потенциальной причиной конфликтов выступают искажения информации не только при общении оппонентов, но и при восприятии людьми окружающего мира. Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно многообразную информацию об окружающем. Роль мощного «фильтра» отсевающего незначимую информацию и детализирующего субъективно важные сведения, играют ценности, мотивы, цели. Они в свою очередь зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализма, нравственности, культуры, жизненного опыта.

 

Выделяется три подхода к освещению конфликтов в СМИ:

1. Натуралистическая концепция – беспристрастное объективное освещение событий.
2. Конъюнктурная позиция – дозированное освещение информации с учетом политической ситуации в стране и на международном уровне.
3. Взвешенный аналитический подход – СМИ излагают свою позицию как субъект, заинтересованный в разрешении конфликтов, стремятся смягчить остроту их протекания. 

 

Особенности Интернета как источника информации: легкость, быстрота и дешевизна публикации; возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира; интерактивность – возможность работать с обратной связью; возможность использования сетевых ресурсов в качестве источников информации журналистами традиционных СМИ.

 

Модели информационных конфиликтов (См. рисунок ниже)



Как отмечает Н. В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

2.  Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности. Случай неадекватно воспринятого конфликта.

3.  Объективная конфликтная ситуация отсутствует, тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные. Случай ложного конфликта.

4.  Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.