Главная » Информационные системы » Информационная безопасность и защита информации » Основные положения информатизации общества и обеспечение безопасности его деятельности.

Основные положения информатизации общества и обеспечение безопасности его деятельности.

Основные положения информатизации общества и обеспечение безопасности его деятельности.

Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к прорыву в сферах обра­зования, бизнеса, промышленного производства, научных иссле­дований и социальной жизни.

В конце ХХ в. усиливается внимание мировой политической элиты к феномену социальной информации, так как социальная информация может являться индикатором (показателем) функци­онирования мировой политики, которая базируется в основном на социально-экономических аспектах жизненного цикла государства.

Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев в 1921 г. сформу­лировал 23 основных закона поведения человеческих коллекти­вов и их типы:

Характеристику типов и видов социальной информации дал академик В.Г. Афанасьев в книге «Социальная информация».

Типы социальной информации:

· о прошлом;

· о настоящем;

· о будущем: прогностическая; ориентировочная; нормативная; предупредительная; плановая.

Виды социальной информации:

·  по направленности: горизонтальная; вертикальная (прямая -директивно-нормативная, обратная - контрольно-отчетная);

·  по объему циркуляции: внутренняя; внешняя.

По Н. А. Бердяеву социальная информация определяется тра­диционной матрицей сознания, в основе которой на современ­ном этапе лежит триада: самоуважение, самоорганизация и самореализация.

Россия должна быть готова к глобальному бескомпромиссно­му информационно-психологическому противоборству мировых элит (т. е. защите матриц сознания россиян от негативных инфор­мационных потоков), в том числе и в ходе избирательных про­цессов. В связи с этим существенно возрастает значение и объем информационно-аналитической работы. Для организации информа­ционного мониторинга матриц сознания политической элиты и населения России необходима система стратегического анализа социальной информации России. Такая система должна прово­дить анализ на различных уровнях (федеральном, региональном, местном). Результаты этого мониторинга должны постоянно учитываться при организации и проведении избирательных кампаний. Такая система должна быть одним из ключевых звеньев диагно­стики состояния информационной среды общества и всего Рос­сийского государства.

Проблема обеспечения ИБ в нашей стране длительное время не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. При этом считалось, что путем тотальной сек­ретности и различными ограничениями можно обеспечить ИБ страны.

Только сейчас Российское государство начинает серьезно и ответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз в информационной сфере. Российская политическая и техническая элита начинает осознавать необходимость решения проблем обес­печения ИБ.

Составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Выделены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая: информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни до российской и международной общественности.

Третья составляющая: развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Четвертая составляющая: защита информационных pecypсoв от несанкционированного доступа, обеспечении безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины