» » »

56. Процедуры обеспечения информационной безопасности предприятия

Меры обеспечения информационной безопасности процедурного уровня

К процедурному уровню относятся меры безопасности, реализуемые сотрудниками предприятия. Выделяются следующие группы процедурных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности:

  • управление персоналом;
  • физическая защита;
  • поддержание работоспособности;
  • реагирование на нарушения режима безопасности;
  • планирование восстановительных работ.

В рамках управления персоналом для каждой должности должны существовать квалификационные требования по информационной безопасности. В должностные инструкции должны входить разделы, касающиеся защиты информации. Каждого сотрудника предприятия необходимо обучить мерам обеспечения информационной безопасности теоретически и отработать выполнение этих мер практически.

Информационная безопасность ИС предприятия зависит от окружения, в котором она работает. Необходимо принять меры для обеспечения физической защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры и самих компьютеров.

При разработке проекта СОИБ предполагается адекватная реализация мер физической защиты офисных зданий и других помещений, принадлежащих предприятию, по следующим направлениям:

  • физическое управление доступом;
  • противопожарные меры;
  • защита поддерживающей инфраструктуры.

Предполагается также адекватная реализация следующих направлений поддержания работоспособности:

  • поддержка пользователей ИС;
  • поддержка программного обеспечения;
  • конфигурационное управление;
  • резервное копирование;
  • управление носителями;
  • документирование;
  • регламентные работы.

Программа информационной безопасности должна предусматривать набор оперативных мероприятий, направленных на обнаружение и нейтрализацию нарушений режима безопасности. Важно, чтобы в подобных случаях последовательность действий была спланирована заранее, поскольку меры нужно принимать срочные и скоординированные.

Реакция на нарушения режима информационной безопасности преследует две главные цели:

  • блокирование нарушителя и уменьшение наносимого вреда;
  • недопущение повторных нарушений.

На предприятии должен быть выделен сотрудник, доступный 24 часа в сутки, отвечающий за реакцию на нарушения. Все пользователи ИС должны знать координаты этого человека и обращаться к нему при первых признаках опасности. В случае невозможности связи с данным сотрудником, должны быть разработаны и внедрены процедуры первичной реакции на информационный инцидент.

Планирование восстановительных работ позволяет подготовиться к авариям ИС, уменьшить ущерб от них и сохранить способность к функционированию, хотя бы в минимальном объеме.

Механизмы контроля, существенные для предприятия с юридической точки зрения, включают в себя:

  • Защиту данных и тайну персональной информации;
  • Охрану документов организации;
  • Права на интеллектуальную собственность.

В соответствии с международным стандартом ISO 17799, а также руководящими документами ФСТЭК, ключевыми также являются следующие механизмы контроля:

  • Политика информационной безопасности;
  • Распределение ролей и ответственности за обеспечение информационной безопасности;
  • Обучение и тренинги по информационной безопасности;
  • Информирование об инцидентах безопасности;
  • Управление непрерывностью бизнеса.

Меры обеспечения информационной безопасности программно-технического уровня Программно-технические средства защиты располагаются на следующих рубежах:

  • Защита внешнего периметра КСПД;
  • Защита внутренних сетевых сервисов и информационных обменов;
  • Защита серверов и рабочих станций;
  • Защита системных ресурсов и локальных приложений на серверах и рабочих станциях;
  • Защита выделенного сегмента руководства компании.

На программно-техническом уровне выполнение защитных функций ИС осуществляется следующими служебными сервисами обеспечения информационной безопасности:

  • идентификация/аутентификация пользователей ИС;
  • разграничение доступа объектов и субъектов информационного обмена;
  • протоколирование/аудит действий легальных пользователей;
  • экранирование информационных потоков и ресурсов КСПД;
  • туннелирование информационных потоков;
  • шифрование информационных потоков, критической информации;
  • контроль целостности;
  • контроль защищенности;
  • управление СОИБ.

На внешнем рубеже информационного обмена располагаются средства выявления злоумышленной активности и контроля защищенности. Далее идут межсетевые экраны, защищающие внешние подключения. Они, вместе со средствами поддержки виртуальных частных сетей, объединяемых с межсетевыми экранами, образуют внешний периметр информационной безопасности, отделяющий информационную систему предприятия от внешнего мира.

Сервис активного аудита СОИБ (как и управление) должен присутствовать во всех критически важных компонентах и, в частности, в защитных. Это позволит быстро обнаружить атаку, даже, если по каким-либо причинам, она окажется успешной. Управление доступом также должно присутствовать на всех сервисах, функционально полезных и инфраструктурных. Доступу пользователя к ИС предприятия должна предшествовать идентификация и аутентификация субъектов информационного обмена (пользователей и процессов).

Средства шифрования и контроля целостности информации, передаваемой по каналам связи, целесообразно выносить на специальные шлюзы, где им может быть обеспечено квалифицированное администрирование.

Последний рубеж образуют средства пассивного аудита, помогающие оценить последствия реализации угроз информационной безопасности, найти виновного, выяснить, почему успех атаки стал возможным.

Расположение средств обеспечения высокой доступности определяется критичностью соответствующих сервисов или их компонентов.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины