2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации По
своей общей направленности угрозы информационной безопасности
Российской Федерации подразделяются на следующие виды: угрозы
конституционным правам и свободам человека и гражданина в области
духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному,
групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; угрозы
развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств
информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей
внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой
рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных ресурсов; угрозы
безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем,
как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Угрозами
конституционным правам и свободам человека и гражданина в области
духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному,
групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут
являться: принятие
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов,
ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной
жизни и информационной деятельности; создание
монополий на формирование, получение и распространение информации в
Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных
систем; противодействие,
в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами
своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки,
телефонных переговоров и иных сообщений; нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации; противоправное
применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое
и общественное сознание; неисполнение
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями и гражданами требований федерального
законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере; неправомерное
ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам
федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой
информации; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы; нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации; вытеснение
российских информационных агентств, средств массовой информации с
внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной,
экономической и политической сфер общественной жизни России от
зарубежных информационных структур; девальвация
духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных
на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих
ценностям, принятым в российском обществе; снижение
духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что
существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и
использования новейших технологий, в том числе информационных; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации). Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться: монополизация
информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и
зарубежными информационными структурами; блокирование
деятельности государственных средств массовой информации по
информированию российской и зарубежной аудитории; низкая
эффективность информационного обеспечения государственной политики
Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров,
отсутствия системы формирования и реализации государственной
информационной политики. Угрозами
развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств
информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей
внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой
рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных ресурсов могут являться: противодействие
доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям,
взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в
мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств
информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а
также создание условий для усиления технологической зависимости России
в области современных информационных технологий; закупка
органами государственной власти импортных средств информатизации,
телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не
уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение
с отечественного рынка российских производителей средств
информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности. Угрозами
безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем,
как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут
являться: противоправные сбор и использование информации; нарушения технологии обработки информации; внедрение
в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не
предусмотренные документацией на эти изделия; разработка
и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование
информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе
систем защиты информации; уничтожение,
повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и
систем обработки информации, телекоммуникации и связи; воздействие
на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки
и передачи информации; компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; утечка информации по техническим каналам; внедрение
электронных устройств для перехвата информации в технические средства
обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в
служебные помещения органов государственной власти, предприятий,
учреждений и организаций независимо от формы собственности; уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват
информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой
информации и навязывание ложной информации; использование
несертифицированных отечественных и зарубежных информационных
технологий, средств защиты информации, средств информатизации,
телекоммуникации и связи при создании и развитии российской
информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.