» » »

72. Электронная почта. Основные компоненты электронной почты. Почтовые

72. Электронная почта. Основные компоненты электронной почты. Почтовые

клиенты и серверы. Протоколы. СПАМ. Виды. Средства борьбы

 

Электронная почта - сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.

Система электронной почты состоит из многих компонентов. Они могут быть выполнены в виде одной или нескольких программ.

§  Пользовательский почтовый агент (MUA — Message User Agent).

§  Транспортный агент (МТА — Message Transfer Agent).

§  Агент подачи сообщений (MSA — Message Submission Agent).

§  Агент доставки почты (АДП).

§  Агент доступа (АД).

Пользовательский почтовый агент

При помощи пользовательских агентов пользователи составляют и отправляют письма. Агент должен сформировать тело письма согласно стандарта, и передать его на отправку транспортному агенту или агенту подачи.

В роли пользовательских агентов выступают такие программы как: The Bat, Outlook и Outlook Express. Если говорить про Linux: Evolution, KMail, pine и др.

При передаче письма транспортному агенту и агенту подачи используется протокол SMTP.

Транспортный агент

Транспортный агент (mail transport agent) выполняет две основные задачи:

§  Прием почты от пользовательского агента и пересылка ее на другой транспортный агент.

§  Прием почты от других транспортных агентов.

При приеме почты от пользователя он должен проверить правильность адреса назначения, возможность доставки почты и доставить почту по назначению.

На другой стороне транспортный агент проверяет:

§  Предназначено ли это письмо для данной машины (домена),

§  Есть ли почтовый ящик пользователя на машине.

После всех проверок он принимает письмо и передает его Агенту доставки почты.

Агент подачи сообщений

Агенты подачи сообщений (Message Submission Agemt — MSA) — это одна из разновидностей режима работы транспортного агента.

§  Проверяет, являются ли имена узлов полностью определенными.

§  Модифицирует заголовки сообщений, полученных от неправильно работающих пользовательских агентов.

§  Проверяет все ошибки перед передачей письма транспортному агенту.

§  Осуществляет (если это нужно) аутентификацию клиента.

Агент доставки почты

В качестве агента доставки может выступать простейшая программа, которая просто складывает почту в ящик. Так и программы фильтры, которые могут что либо сделать с почтой, перед тем как поместить ее в почтовый ящик.

Агенты доступа

Еще одна часть программного обеспечения, работающего с почтовыми ящиками пользователей — это Агенты доступа.

Агенты доступа позволяют пользователю получить доступ к своему почтовому ящику. Что конкретно может делать пользователь со своей почтой определяется тем, какой протокол доступа он будет использовать.

Например, протокол pop3 позволяет только проверять есть ли почта в ящике, забирать ее и удалять из почтового ящика. Это наиболее простой протокол доступа к ящику. Программы реализующие его не сильно нагружают сервера.

 

Почтовая программа (клиент электронной почты, почтовый клиент, мейл-клиент, мейлер, англ. Mail User Agent, MUA) — программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя, предназначенное для получения, написания, отправки и хранения сообщений электронной почты одного или нескольких пользователей (в случае, например, нескольких учетных записей на одном компьютере).

Большие почтовые программы, т. н. «всё в одной», такие как Mozilla Thunderbird, The Bat! и Microsoft Outlook, сегодня комбинируют работу MSA, MDA и MRA в одном приложении. Более простые почтовые агенты (англ. mail user agent, MUA), например Mutt, также являются почтовыми программами.

В отличие от почтового сервера, клиент электронной почты обычно отправляет сообщение не прямо на соответствующий сервер получателя, а на один и тот же почтовый сервер, который выступает как релей. Обычно это почтовый сервер провайдера или компании. Отправка почты чаще всего осуществляется по протоколу SMTP.

Клиент электронной почты принимает почту с одного или нескольких почтовых серверов, часто это тот же самый сервер, который служит для отправки. Приём почты обычно осуществляется по протоколам POP или IMAP.

Также в функции клиента электронной почты может входить: сортировка, хранение сообщений, поиск по архиву сообщений, ведение адресной книги, фильтрация принимаемых сообщений по разным критериям, конвертация форматов, шифрование, организация интерфейсов с офисными программами и другие функции.

SMTP

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol упрошенный протокол пересылки почты) — протокол, основной задачей которого является отсылка подготовленных специальным образом сообщений. Перед тем, как это сделать, протокол устанавливает соединение между компьютерами, что гарантирует доставку сообщения. Протокол SMTP очень простой и эффективный, однако эта эффективность не распространяется на все задачи и возможности. Так, он не обладает даже простейшим механизмом аутентификации и возможностью шифрования данных при передаче между почтовыми серверами. Самым большим недостатком SMTP является его неспособность к пересылке графики.

РОРЗ

P0P3 (Post Office Protocol 3, почтовый протокол версии 3) — почтовый протокол, который используется для приема электронных сообщений с почтового сервера. Обычно РОРЗ работает в паре с протоколом SMTP, что позволяет организовать эффективную систему отсылки и приема электронных сообщений. Интерфейс протокола еще более простои, чем интерфейс SMTP, и с этим связаны определенные неудобства. Так, отсутствует возможность выборочного скачивания письма или просмотра содержимого письма непосредственно на почтовом сервере.

IMAP

IMAP (Interactive Mail Access Protocol, протокол интерактивного доступа к электронной почте) — наиболее «продвинутый» почтовый протокол, предназначенный для приема электронных сообщений с почтового сервера. В большинстве случаев более удобным и эффективным является использование протокола IMAP, чем РОРЗ. К достоинствам протокола относится возможность частичного скачивания письма, разбития принимаемого письма на части с последующим склеиванием и многое другое. Пользователю дается возможность управлять сообщениями непосредственно на сервере, не загружая их на компьютер.

 

Спам (англ. spam) – это нежелательная корреспонденция рекламного или иного характера, массово рассылаемая людям, не выразившим желание её получать. В первую очередь термин спам относится к электронным письмам.

Наиболее распространенные виды спама

Реклама

Эта разновидность спама встречается наиболее часто — некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются.

Реклама незаконной продукции

С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами — например, порнографию, лекарственные средства с ограничениями по обороту, незаконно полученную закрытую информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.

Антиреклама

Запрещённая законодательством о рекламе информация — например, порочащая конкурентов и их продукцию, — также может распространяться с помощью спама.

Фишинг

«Фишинг» (англ. phishing от fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей.

Другие виды спама

Рассылка писем религиозного содержания или «писем счастья».

Распространение политической пропаганды.

Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (DoS-атака).

Массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение.

Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).

Способы борьбы со спамом

Превентивные методы

Самый надёжный способ борьбы со спамом — не позволить спамерам узнать электронный адрес. Это трудная задача, но некоторые меры предосторожности можно предпринять.Если по каким-то причинам адрес электронной почты приходится публиковать, его можно написать в виде изображения или закодировать наподобие «u_s_e_r_(a)_d_o_m_a_i_n_._n_e_t».

Фильтрация

Поскольку рекламные письма, как правило, сильно отличаются от обычной корреспонденции, распростаненным методом борьбы с ними стало отфильтровывание их из входящего потока почты. На настоящее время этот метод — основной и наиболее широко используемый.

Черные списки

В черные списки заносятся IP-адреса компьютеров, о которых известно, что с них ведется рассылка спама. Также широко используются списки компьютеров, которые можно использовать для рассылки — «открытые релеи» и «открытые прокси», а также — списки «диалапов» — клиентских адресов, на которых не может быть почтовых серверов.

 


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины