Главная
»
Информационные системы
»
Информационные сети
»
Электронная почта. Основные компоненты электронной почты. Почтовые клиенты и серверы. Протоколы. СПАМ. Виды. Средства борьбы
Электронная почта. Основные компоненты электронной почты. Почтовые клиенты и серверы. Протоколы. СПАМ. Виды. Средства борьбы
Электронная почта - сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
Система электронной почты состоит из многих компонентов. Они могут быть выполнены в виде одной или нескольких программ.
§ Пользовательский почтовый агент (MUA — Message User Agent).
§ Транспортный агент (МТА — Message Transfer Agent).
§ Агент подачи сообщений (MSA — Message Submission Agent).
§ Агент доставки почты (АДП).
§ Агент доступа (АД).
Пользовательский почтовый агент
При помощи пользовательских агентов пользователи составляют и отправляют письма. Агент должен сформировать тело письма согласно стандарта, и передать его на отправку транспортному агенту или агенту подачи.
В роли пользовательских агентов выступают такие программы как: The Bat, Outlook и Outlook Express. Если говорить про Linux: Evolution, KMail, pine и др.
При передаче письма транспортному агенту и агенту подачи используется протокол SMTP.
Транспортный агент
Транспортный агент (mail transport agent) выполняет две основные задачи:
§ Прием почты от пользовательского агента и пересылка ее на другой транспортный агент.
§ Прием почты от других транспортных агентов.
При приеме почты от пользователя он должен проверить правильность адреса назначения, возможность доставки почты и доставить почту по назначению.
На другой стороне транспортный агент проверяет:
§ Предназначено ли это письмо для данной машины (домена),
§ Есть ли почтовый ящик пользователя на машине.
После всех проверок он принимает письмо и передает его Агенту доставки почты.
Агент подачи сообщений
Агенты подачи сообщений (Message Submission Agemt — MSA) — это одна из разновидностей режима работы транспортного агента.
§ Проверяет, являются ли имена узлов полностью определенными.
§ Модифицирует заголовки сообщений, полученных от неправильно работающих пользовательских агентов.
§ Проверяет все ошибки перед передачей письма транспортному агенту.
§ Осуществляет (если это нужно) аутентификацию клиента.
Агент доставки почты
В качестве агента доставки может выступать простейшая программа, которая просто складывает почту в ящик. Так и программы фильтры, которые могут что либо сделать с почтой, перед тем как поместить ее в почтовый ящик.
Агенты доступа
Еще одна часть программного обеспечения, работающего с почтовыми ящиками пользователей — это Агенты доступа.
Агенты доступа позволяют пользователю получить доступ к своему почтовому ящику. Что конкретно может делать пользователь со своей почтой определяется тем, какой протокол доступа он будет использовать.
Например, протокол pop3 позволяет только проверять есть ли почта в ящике, забирать ее и удалять из почтового ящика. Это наиболее простой протокол доступа к ящику. Программы реализующие его не сильно нагружают сервера.
Почтовая программа (клиент электронной почты, почтовый клиент, мейл-клиент, мейлер, англ. Mail User Agent, MUA) — программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя, предназначенное для получения, написания, отправки и хранения сообщений электронной почты одного или нескольких пользователей (в случае, например, нескольких учетных записей на одном компьютере).
Большие почтовые программы, т. н. «всё в одной», такие как Mozilla Thunderbird, The Bat! и Microsoft Outlook, сегодня комбинируют работу MSA, MDA и MRA в одном приложении. Более простые почтовые агенты (англ. mail user agent, MUA), например Mutt, также являются почтовыми программами.
В отличие от почтового сервера, клиент электронной почты обычно отправляет сообщение не прямо на соответствующий сервер получателя, а на один и тот же почтовый сервер, который выступает как релей. Обычно это почтовый сервер провайдера или компании. Отправка почты чаще всего осуществляется по протоколу SMTP.
Клиент электронной почты принимает почту с одного или нескольких почтовых серверов, часто это тот же самый сервер, который служит для отправки. Приём почты обычно осуществляется по протоколам POP или IMAP.
Также в функции клиента электронной почты может входить: сортировка, хранение сообщений, поиск по архиву сообщений, ведение адресной книги, фильтрация принимаемых сообщений по разным критериям, конвертация форматов, шифрование, организация интерфейсов с офисными программами и другие функции.
SMTP
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol упрошенный протокол пересылки почты) — протокол, основной задачей которого является отсылка подготовленных специальным образом сообщений. Перед тем, как это сделать, протокол устанавливает соединение между компьютерами, что гарантирует доставку сообщения. Протокол SMTP очень простой и эффективный, однако эта эффективность не распространяется на все задачи и возможности. Так, он не обладает даже простейшим механизмом аутентификации и возможностью шифрования данных при передаче между почтовыми серверами. Самым большим недостатком SMTP является его неспособность к пересылке графики.
РОРЗ
P0P3 (Post Office Protocol 3, почтовый протокол версии 3) — почтовый протокол, который используется для приема электронных сообщений с почтового сервера. Обычно РОРЗ работает в паре с протоколом SMTP, что позволяет организовать эффективную систему отсылки и приема электронных сообщений. Интерфейс протокола еще более простои, чем интерфейс SMTP, и с этим связаны определенные неудобства. Так, отсутствует возможность выборочного скачивания письма или просмотра содержимого письма непосредственно на почтовом сервере.
IMAP
IMAP (Interactive Mail Access Protocol, протокол интерактивного доступа к электронной почте) — наиболее «продвинутый» почтовый протокол, предназначенный для приема электронных сообщений с почтового сервера. В большинстве случаев более удобным и эффективным является использование протокола IMAP, чем РОРЗ. К достоинствам протокола относится возможность частичного скачивания письма, разбития принимаемого письма на части с последующим склеиванием и многое другое. Пользователю дается возможность управлять сообщениями непосредственно на сервере, не загружая их на компьютер.
Спам (англ. spam) – это нежелательная корреспонденция рекламного или иного характера, массово рассылаемая людям, не выразившим желание её получать. В первую очередь термин спам относится к электронным письмам.
Наиболее распространенные виды спама
Реклама
Эта разновидность спама встречается наиболее часто — некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются.
Реклама незаконной продукции
С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами — например, порнографию, лекарственные средства с ограничениями по обороту, незаконно полученную закрытую информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.
Антиреклама
Запрещённая законодательством о рекламе информация — например, порочащая конкурентов и их продукцию, — также может распространяться с помощью спама.
Фишинг
«Фишинг» (англ. phishing от fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей.
Другие виды спама
Рассылка писем религиозного содержания или «писем счастья».
Распространение политической пропаганды.
Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (DoS-атака).
Массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение.
Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).
Способы борьбы со спамом
Превентивные методы
Самый надёжный способ борьбы со спамом — не позволить спамерам узнать электронный адрес. Это трудная задача, но некоторые меры предосторожности можно предпринять.Если по каким-то причинам адрес электронной почты приходится публиковать, его можно написать в виде изображения или закодировать наподобие «u_s_e_r_(a)_d_o_m_a_i_n_._n_e_t».
Фильтрация
Поскольку рекламные письма, как правило, сильно отличаются от обычной корреспонденции, распростаненным методом борьбы с ними стало отфильтровывание их из входящего потока почты. На настоящее время этот метод — основной и наиболее широко используемый.
Черные списки
В черные списки заносятся IP-адреса компьютеров, о которых известно, что с них ведется рассылка спама. Также широко используются списки компьютеров, которые можно использовать для рассылки — «открытые релеи» и «открытые прокси», а также — списки «диалапов» — клиентских адресов, на которых не может быть почтовых серверов.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.