Главная
»
Информационные системы
»
Информационные технологии
»
Этапы развития информационных систем;
Этапы развития информационных систем;
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИС
1. В 50-е гг. была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона,
общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода. Первые ИС были пред-
назначены исключительно для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электроме-
ханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и вре-
мени на подготовку бумажных документов.
Вначале, когда появилась возможность обработки информации с помощью вычислительной техники,
был распространен термин системы обработки данных (СОД), этот термин широко использовался при
разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании сис-
тем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учетно-отчетной информа-
ции предприятий и т.п.
По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД (БД).
Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время и занимается в ос-
новном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с
помощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его разви-
тия появились термины базы знаний, базы целей, позволяющие расширить толкование проблемы
собственно создания и обработки БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС.
2. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться
для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компью-
терное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только
обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
Основные черты этого поколения ИС:
o техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения.
o информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура ко-
торых определялась той программой, в которой они использовались.
o программное обеспечение специализированные прикладные программы, например, программа
начисления заработной платы.
o архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Ко-
нечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка
информации и ввод производились персоналом ИС.
Недостатки ИС этого поколения:
• сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области при-
водили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.
• трудоемкость разработки и модификации систем.
• сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.
3. В 70-х - начале 80-х гг. ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления про-
изводством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия решений. В своем
большинстве ИС этого периода предназначались для решения установившихся задач, которые четко
определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись.
Появление персональных ЭВМ приводит к корректировке идеи АСУ; от ВЦ и централизации управле-
ния к распределенному вычислительному ресурсу и децентрализации управления. Такой подход нашел
свое применение в системах поддержки принятия решении (СППР), которые характеризуют новый этап
компьютерной ИТ организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные
вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение
крупных долгосрочных стратегических задач. Жизнеспособность любойИТ в немалой степени зависит
от оперативного доступа пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных свя-
зей как по горизонтали, так и по вертикали в пределах организационной структуры. В то же время
для обеспечения эффективного управления крупными предприятиями была развита и остается актуаль-
ной идея создания интегрированных АСУ.
4. К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим ис-
точником информации и используются на всех уровнях предприятия любого профиля. ИТ этого перио-
да, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей дея-
тельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достой-
ных партнеров, организовывать выпуск продукции высокого качества и по низкой цене и др.
Стремление преодолеть недостатки предыдущего поколения ИС породило технологию создания и
управления базами данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих
пользователей и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС. Вначале СУБД разра-
батывались для больших ЭВМ, и их количество не превышало десятка. Благодаря появлению ПЭВМ
технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и СУБД для
разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в при-
кладных областях.
Основные черты ИС этого поколения:
• основу ИО составляет база данных,
• программное обеспечение состоит из прикладных
программ и СУБД.
• технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и
ПЭВМ.
• средства разработки ИС: процедурные языки про-
граммирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE).
• архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизо-
ванная БД с сетевым доступом.
Большим шагом вперед явилось развитие принципа дружественного интерфейса по отношению к
пользователю (как к конечному, так и к разработчику ИС). Например, повсеместно применяется гра-
фический интерфейс, развитые системы помощи и подсказки пользователю, разнообразные инстру-
менты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD-системы),
средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства).
К концу 80-хгодов выявились и недостатки систем этого поколения:
• большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соот-
ветствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения
производительности);
• внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять при-
вычный стиль работы, осваивать новые технологии;
• к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (знание ПК, кон-
кретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию).
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.