Главная » Информационные системы » Информационные технологии » Классификация информационных систем по характеру использования информации;

Классификация информационных систем по характеру использования информации;

Все ИС, классифицируемые по характеру используемой информации, отно-
сятся к автоматизированным информационным системам (АИС). В этот класс сис-
тем входят ИС, общая структура которых показана на рисунке ниже.

ИНФОРМАЦИОННО - ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ (ИПС) ориентированны на
решение задач поиску информации, документа или факта в множестве источников информации (докумен-
тов). Содержательная обработка информации в таких системах отсутствующая. Производят ввод, система-
тизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
Например, информационно- поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи
билетов. В таких системах хранится информационный массив, из которого по требованиям пользователей
выдается нужная информация. Поиск информации по требованию пользователя осуществляется либо авто-
матически, либо вручную.
Поисковый образ документа (ПОД) получается в результате процесса индексирования, который со-
стоит из двух этапов: выявление смысла документа и описание смысла на специальном информационно-
поисковом языке (ИПЯ). Запрос к ИПС описывается также на этом языке. Поиск документа состоит в срав-
нении множества хранящихся в системе ПОД и текущего поискового образа запроса (ПОЗ), в результате
чего пользователю выдается требуемый документ или отказ.
Информационно-поисковые системы делятся на два типа.
• документальные (документографические)— это системы, в которой объектом сохранения и обработки
есть собственно документы.. В такой ИПС все хранимые документы индексируются некоторым специ-
альным образом. Каждому документу (статье, отчету, протоколу и т.п.) присваивается индивидуальный
код, составляющий поисковый образ документа. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым
образам, которые содержат информацию (адрес) о местонахождении документа. Именно так ищут книги
по заказам читателя в больших библиотеках (в маленьких библиотеках библиотекарь обычно ищет книги
сам). По требованию читателя сначала находят карточку в каталоге, а потом по шифру, указанному на
ней, отыскивается и сама книга.
Различия документографических ИПС определяются тем, как устроен поисковый образ документа. В
простейшем случае это просто его индивидуальное название (например, название, автор, год издания кни-
ги). В более сложных случаях нет однозначного соответствия между поисковым образом документа и са-
мим документом. Вполне возможен случай, когда поисковый образ документа соответствует нескольким
различным документам и, наоборот, один и тот же документ соответствует не одному, а нескольким по-
исковым образам.
• фактографическая ИПС– это система, где, объектом или сущностью есть то, что представляет для про-
блемной сферы многосторонний интерес (сотрудник, договор, изделие и т.п.). Ведомости об этих сущностях
могут находиться в множестве разных входных и исходных сообщений.. В отличие от документографиче-
ских ИПС в ИПС такого типа хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной
области. Хранимые факты могут быть извлечены из различных документов. В базе фактов они связыва-
ются между собой системой разнообразных отношений. Такая сеть в ИПС носит название тезауруса
предметной области. Запросы, поступающие в фактографические ИПС, используют тезаурус для поиска
ответов на запросы. Поиск осуществляется методом поиска по образцу, широко применяющемуся в базах
знаний систем искусственного интеллекта. ИПС фактографического типа постепенно приближаются по
своей организации и функционированию к развитым базам данных и знаний.
ИНФОРМАЦИОННО - РЕШАЮЩИЕ СИСТЕМЫ. В таких ИС по результатам поиска вычисляют значения
арифметических функций. Осуществляют все операции переработки информации по определенному алго-
ритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной совместной ре-
зультатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
УПРАВЛЯЮЩИЕ ИС. Информационно-управляющие, или управленческие, системы (известные в оте-
чественной литературе под названием «автоматизированной системы организационные управления») пред-
ставляют собой организационно-технической системы, которые обеспечивают получение решения на ос-
нове автоматизации информационных процессов в сфере управления на основе которой человек принимает
решение. Итак, они предназначены для автоматизированного решения широкого круга задач управления.
Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных.
Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского
учета.
СОВЕТУЮЩИЕ ИС. Вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью
интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Пример. Существуют медицинские ИС для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную
информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины