Главная » Информационные системы » Информационные технологии » Классификация информационных систем по характеру обработки информации;

Классификация информационных систем по характеру обработки информации;

В соответствии с характером обработки информации в ИС на различных
уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и страте-
гическом) выделяются следующие типы ИС:
• СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (EDP - Electronic Data Processing, СОД) предна-
значены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных до-
кументов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений, расчета заработной платы, ста-
тистической отчетности и т.п.). Такие системы наряду с функциями ввода, выборки, коррекции информа-
ции выполняют математические расчеты без применения методов оптимизации. Горизонт оперативного
управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистра-
цию и обработку событий (оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материаль-
ных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.). Эти задачи имеют итеративный,
регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабо-
чими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в со-
ответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через
экранные формы вводятся в базу данных.
• ИС УПРАВЛЕНИЯ ((MIS - Management Information System, ИСУ) ориентированы на тактический уровень
управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для
данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования
результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для
формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и ма-
териалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей
различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). За-
дачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
• СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ((DSS - Decision Support System, СППР) используются в
основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стра-
тегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся форми-
рование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор
места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, напри-
мер при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило,
нерегулярный характер.
Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечет-
кость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов
решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитиче-
ских отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, мате-
матического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации,
информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
Идеальной считается ИС, которая включает все три типа перечисленных ИС.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины