» » »

23. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач;

При создании или при классификации ИС неизбежно возникают проблемы,
связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решае-
мых задач.
src=img/23-1.png
СТЕПЕНЬ ФОРМАЛИЗАЦИИ - это степень математического описания задачи,
от которой, во многом зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, опре-
деляемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точ-
нее математическое описание задач, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем мень-
ше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые); не
структурируемые (не формализуемые); частично структурируемые.
• СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ - содержание может
быть выражено в форме математической модели,
имеющей алгоритм решения. Подобные задачи обычно
приходится решать многократно, и они носят рутинный
характер (например, расчет на прочность стандартизи-
рованных деталей). Целью использования информаци-
онной системы для решения структурированных задач
является полная автоматизация их решения, т.е. сведе-
ние роли человека к нулю.
Пример: в ИС необходимо реализовать задачу расчета
заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения, Рутин-
ный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма про-
сты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех ка-
тегорий работающих.
• НЕ СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ – это задачи, в которых решение связано с большими трудностями из-
за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использо-
вания здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эв-
ристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источ-
ников.
Пример: формализация взаимоотношений в студенческой группе. Задача не решаемая в связи с тем, что
для нее существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритми-
чески.
• ЧАСТИЧНО СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ – это задачи, в которых известна лишь часть их элементов и
связей между ними. В практике работы любого предприятия существует сравнительно немного полно-
стью структурированных или совершенно неструктурированных задач. На большинстве предприятий
персонал сталкивается с частично структурированными задачами.
Пример: требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах
для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи мо-
гут быть разными, например:
o выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;
o отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.
В данной ситуации ИС может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его инфор-
мацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.
ИС, используемые для решения частично структурированных задач, обычно подразделяются на два
вида:
• СОЗДАНИЯ ОТЧЕТА (репортинг) путем обработки данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтра-
цию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, специалист принимает решение. ИС, создающие
отчеты обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информа-
ции БД и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в ИС должны обеспечивать
следующие возможности:
o составление комбинаций БД, получаемых из различных источников;
o быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключе-
ние источников при поиске данных;
o управление данными с использованием возможностей систем управления БД;
o логическую независимость данных этого типа от других БД, входящих в подсистему информацион-
ного обеспечения;
o автоматическое отслеживание потока информации для наполнения БД
• разрабатывающие альтернативы решения. Принятое решение при этом сводится к выбору одной из
предложенных альтернатив. ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или
экспертными.
ЭКСПЕРТНЫЕ ИС. Обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет
создания ИС, связанных с обработкой знаний. Экспертные системы основаны на использовании ис-
кусственного интеллект, и дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации
экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Подразделяются:
- по степени централизации обработки - на информационно-централизованные, децентрали-
зованные, информационной системы коллективные использования
- по степени интеграции функций — многоуровневые ИС с интеграцией за уровнями управ-
ления (цеха – производство, управления- предприятие, предприятие - объединение, объедине-
ние — корпорация и т.д.), многоуровневые с интеграцией по уровням планирования и т.п.
МОДЕЛЬНЫЕ ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и дру-
гие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользова-
тель может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления
диалога с моделью в процессе ее исследования. Основными функциями модельной информационной
системы являются:
- работа в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моде-
лирования типа как сделать, чтобы?, что будет, если?, анализ чувствительности и др.;
- быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
- оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
- графическое отображение динамики модели;
- объяснение пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины