» » »

4. 2. Моделирование потока заявок в системах массового обслуживания.

Предметом теории СМО является  количественная сторона процессов, связанных с массовым обслуживанием.

Целью является разработка математических методов для отыскания основных характеристик процессов массового обслуживания для оценки качества функционирования обслуживающей системы.

 

СМО состоит из:

1. 1 или более обрабатывающих устройств (сервисов), обслуживающих прибытие сущностей, ещё называемых требованиями или фишками, в систему.

2. Сущности (требования) – это индивидуальные элементы, обрабатываемые в системе. Сущность, находящая сервис занятым, встает в очередь перед сервисом (обрабатывающим устройством). Сущностями могут быть: клиенты , обслуживаемые в ресторане, больнице, аэропорту; документы, части, которые должны быть обслужены или обработаны.

 

В зависимости от поведения сущности СМО делятся на:

 

системы с отказами, или системы с потерями (застав все сервисы занятыми, вновь поступившая сущность покидает систему. Пример: работа

 

автоматической телефонной станции: абонент получает отказ, если необходимая линия связи занята);

 

системы с ожиданием, или системы без потерь (сущность, поступившая в систему, может её покинуть только после того, как будет обслужена. В таких системах сущности, поступившие в момент, когда все сервисы заняты, образуют очередь. Пример: система ремонта техники связи: неисправная техника не может быть использована без ремонта);

 

системы смешанного типа (сущность, поступившая, когда все сервисы заняты, некоторое время ожидает в очереди, и если за это время не принимается к обслуживанию, то покидает систему. Пример: обслуживание абонента в переговорном зале междугородной телефонной станции (МТС): абоненту разговор должен быть предоставлен в течение 1 часа. Если за это время разговор не состоялся, то абонент покидает МТС).

 

 

 

 

 

 

По числу обрабатывающих устройств (сервисов) различают: одноканальные СМО и многоканальные СМО.

 

 

По числу сущностей, которые могут одновременно находиться в обслуживающей системе: с ограниченным и неограниченным потоком требований.

 

 

Кроме того, все СМО можно разделить по дисциплине обслуживания. Обычно используются такие дисциплины очереди:

 

FIFO (First-In, First-Out): «первым прибыл – первым обслужен»;

LIFO (Last-In, First-Out): «последним прибыл – первым обслужен»;

– приоритет: требования обслуживаются в порядке их значимости.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины