Главная
»
Информационные системы
»
Моделирование систем
»
Критерии надежности информационных систем. Методы анализа надежности информационных систем.
Критерии надежности информационных систем. Методы анализа надежности информационных систем.
Анализ функционирования информационных систем позволяет утверждать, что критериями их надежности могут быть те же критерии, которые в теории надежности применяются для анализа надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых технических систем. Отличие состоит лишь в их физическом смысле. Основными из них являются:
P(t) — вероятность безотказной работы;
T1 — среднее время безотказной работы;
Kг(t) —функция готовности;
Кг —коэффициент готовности;
T — наработка на отказ.
Вероятностью безотказной работы информационной системы будем называть вероятность того, что ни одной из заявок не будет отказано в обслуживании в течение времени t. Вероятность безотказной работы является функцией, убывающей во времени и имеющей следующие свойства: P(0) = 1, P(∞) = 0. Вероятность безотказной работы есть интервальная характеристика надежности информационной системы.
Средним временем безотказной работы называется математическое ожидание времени до отказа. Эта характеристика является интегральной. Ее применение целесообразно в тех случаях, когда информационная система длительного функционирования без перерывов в работе.
Информационную систему следует рассматривать, как систему с восстановлением. Действительно, при возникновении отказа в обслуживании заявки система не прекращает функционирование. Спустя время, равное времени обслуживания одной заявки, она будет готова обслуживать очередную заявку.
Функцией готовности информационной системы называется вероятность того, что в произвольный момент времени t информационная система готова принять заявку на обслуживание. Функция готовности может иметь вид, показанный на рис.
Коэффициент готовности является предельным значением функции готовности и определяется выражением:
при t→∞: Kг = lim Kг(t).
Наработкой на отказ Т называется математическое ожидание времени между отказами системы.
Весь объем информации, хранящейся в системе, можно представить как совокупность n независимых, отличных по содержанию частей. Тогда функционирование информационной системы, в смысле ее надежности, можно описать в виде последовательного (основного) соединения элементов. Источников информации может быть несколько (например, несколько компьютеров с базами данных). Тогда для потребителя информации такая система является структурно резервированной. При этом резерв может быть постоянный (если системы работают одновременно) или замещением (если резервная система подключается только при отказе основной).
Информационная система является, как правило, восстанавливаемой. Однако ее надежность иногда полезно оценивать до первого отказа.
Заявки на обслуживание— это потребители информации. При этом время между заявками есть величина случайная, аналогично времени между отказами технической системы. Будем считать, что поток заявок на обслуживание является простейшим.
Время обслуживания заявки зависит от множества факторов: объема необходимой информации, квалификации обслуживающего органа и т. п. Это время также является величиной случайной. Будем считать, что время обслуживания заявки имеет экспоненциальное распределение вероятностей. Из сказанного ранее видно, что с точки зрения надежности функционирование информационной системы аналогично технической. Следовательно, что методы анализа надежности, разработанные в теории надежности технических систем пригодны также для анализа надежности информационных систем.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.