Главная » Информационные системы » Технология программирования » 1. Понятия программного средства (ПС), технологии разработки и методов программирования ПС. Жизненный цикл ПС. Модели жизненного цикла ПС.

1. Понятия программного средства (ПС), технологии разработки и методов программирования ПС. Жизненный цикл ПС. Модели жизненного цикла ПС.

Программа или логически связанная совокупность программ на носителях данных, снабженная программной документацией, называется программным средством (ПС). Программа позволяет осуществлять некоторую автоматическую обработку данных на компьютере. Программная документация позволяет понять, какие функции выполняет та или иная программа ПС, как подготовить исходные данные и запустить требуемую программу в процесс ее выполнения, а также: что означают получаемые результаты (или каков эффект выполнения этой программы). Кроме того, программная документация помогает разобраться в самой программе, что необходимо, например, при ее модификации.

Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации[1]. Этот цикл — процесс построения и развития ПО.

Процессы жизненного цикла ПО

  • Основные:
    • Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ПО)
    • Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)
    • Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)
    • Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему)
    • Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
  • Вспомогательные
    • Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО)
    • Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО, управления его модификациями).
    • Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)
    • Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)
    • Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)
    • Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)
    • Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)
    • Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)
  • Организационные
    • Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами)
    • Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
    • Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ)
    • Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)

Модели жизненного цикла ПО

[править]Каскадная модель

Каскадная модель жизненного цикла («модель водопада», англ. waterfall model) была предложена в 1970 г. Уинстоном Ройсом. Она предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. Требования, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

Этапы проекта в соответствии с каскадной моделью:

  1. Формирование требований;
  2. Проектирование;
  3. Реализация;
  4. Тестирование;
  5. Внедрение;
  6. Эксплуатация и сопровождение.

[править]Спиральная модель

Спиральная модель (англ. spiral model) была разработана в середине 1980-х годов Барри Боэмом. Она основана на классическом цикле Деминга PDCA (plan-do-check-act). При использовании этой модели ПО создается в несколько итераций (витков спирали) методом прототипирования.

Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации.

На каждой итерации оцениваются:

  • риск превышения сроков и стоимости проекта;
  • необходимость выполнения ещё одной итерации;
  • степень полноты и точности понимания требований к системе;
  • целесообразность прекращения проекта.

Один из примеров реализации спиральной модели — RAD (англ. Rapid Application Development, метод быстрой разработки приложений).

[править]Итерационная модель

Естественное развитие каскадной и спиральной моделей привело к их сближению и появлению современного итерационного подхода, который представляет рациональное сочетание этих моделей. Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных технологий и методов (RUP, MSF, XP).


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Дисциплины