» » »

57. Международная торговля.

— сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными нац. хозяйствами (гос-вами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец — покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п.

Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг — мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение — как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом, связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.

Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между гос-вами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Т.о., она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Различают «малые» страны — те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, «большие» страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны.

Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:стоимостной и физический объем мирового товарооборота ;общая, товарная и географическая структура;уровень специализации и индустриализации экспорта;коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли;внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;торговый баланс.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины