Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Экономика
»
Олигополия, индекс Герфиндаля.
Олигополия, индекс Герфиндаля.
- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
1)малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
2)дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
3)наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
4)фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в борьбу «всех против всех».
Крайней формой кооперации олигополистов является картель. Когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Тайный сговор – это негласная договорённость о ценах, объёмах продаж.
Типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы.
Лидерство в ценах возможно при нескольких условиях.
1)Ценовой лидер превосходит всех по экономической мощи или технической оснащенности.
2)Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цен (Р>MC)
3)Обеспечение достаточных объёмов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.
Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.
Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:
H = S12 + S22 + … + Sn2
где H – индекс Герфиндаля;
S1, S2, ..., Sn – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.