» » »

24. Олигополия, индекс Герфиндаля.

- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
1)малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

2)дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

3)наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

4)фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в борьбу «всех против всех».

Крайней формой кооперации олигополистов является картель. Когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Тайный сговор – это негласная договорённость о ценах, объёмах продаж.

Типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы.

Лидерство в ценах возможно при нескольких условиях.

1)Ценовой лидер превосходит всех по экономической мощи или технической оснащенности.

2)Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цен (Р>MC)

3)Обеспечение достаточных объёмов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.

Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.

Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:

H = S12 + S22 + … + Sn2

где H – индекс Герфиндаля;
S1S2, ..., Sn – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины