» » »

22. Определение цены и объема производства монополиста

Чистый монополист будет определять объём производства, максимизирующий прибыль, исходя из своих издержек и спроса.

src=img/22-1.png

Рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополистов является понижающейся. Отсюда следует:

1)Чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции и этот факт становится причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого.

2)Монополист одновременно выбирает и цену и объём пр-ва. Высокие цены связаны с низкими объемами продаж и наоборот; 

3)Когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход, когда спрос является неэластичным , падение цены уменьшит валовой доход. Следовательно, монополист всегда будет избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена-количество на эластичном отрезке. 

Для всех сокращений цены со 172$ до 82$ валовой доход увеличивается и предельный доход является положительным.

Максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избежать неэластичного спроса в пользу некоторой комбинации [цена – количество] на эластичном отрезке. Какую комбинацию выберет частный монополист? Это зависит и от издержек.

Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единцу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек, т.е. по правилу MC=MR.

Монополист стремится к максимум совокупной прибыли , а не к мах прибыли на единицу продукции.

Иногда из-за слабого спроса и высоких издержек он может нести убытки.

Стараясь максимизировать прибыль, чистая монополия может использовать ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это способ ценообразования, при котором для различных групп потребителей назначаются различные цены (например, тарифы на электроэнергию, междугородние телефонные переговоры). Четкое выделение групп потребителей и невозможность перепродажи товара и услуги необходимы для использования этого способа установления цен.
Естественная монополия - это тип рынка чистой монополии, на котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в связи с существенным снижением средних долгосрочных издержек LAC по мере увеличения объема производства (например, коммунальное хозяйство, транспортировка газа по трубопроводам).
Естественные монополии, как правило, регулируются государством с использованием следующих методов:
1) наличие государственного сектора в соответствующих сферах; 
2) установление цен, тарифов или их предельного уровня; 


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.