» » »

9. АРИСТОТЕЛЬ. ДУША. ГИЛЕМОРФИЗМ

№9. Аристотель придерживался  той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. По учению Аристотеля, в душе есть три способности: мыслящая, ощущающая и питательная (или «растительная»).

Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

Аристотель определил душу как “первую энтелехию (движущий фактор осуществления возможности бытия) органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.

ГИЛЕМОРФИЗМ - термин, возникший в кон. 19 в. для обозначения восходящего к Аристотелю учения о форме и материи как основных принципах бытия; учение о единстве души и тела, формы и предмете.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.