Главная » Общенаучные дисциплины » Философия » АРИСТОТЕЛЬ. ДУША. ГИЛЕМОРФИЗМ

АРИСТОТЕЛЬ. ДУША. ГИЛЕМОРФИЗМ

№9. Аристотель придерживался  той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. По учению Аристотеля, в душе есть три способности: мыслящая, ощущающая и питательная (или «растительная»).

Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

Аристотель определил душу как “первую энтелехию (движущий фактор осуществления возможности бытия) органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.

ГИЛЕМОРФИЗМ - термин, возникший в кон. 19 в. для обозначения восходящего к Аристотелю учения о форме и материи как основных принципах бытия; учение о единстве души и тела, формы и предмете.

№10. В своих трудах Аристотель развил теорию, согласно которой источником познания являются ощущения, перерабатываемые затем разумом.

Согласно А., ощущение можно рассматривать как неотъемлемую часть определения животного, поскольку предполагается, что всякий представитель царства животных обладает сенсорным опытом. Это – главная черта общей психологической концепции Аристотеля.

В отличие от Платона, объяснявшего возникновение знания в душе благодаря воздействию на нее более высокого фактора — идей, умопостигаемых в силу их нематериальности, Аристотель предлагает концепцию активного интеллекта (действующего), под воздействием которого чувственные образы получают ту степень актуальности, которая позволяет им воздействовать на душу.

Ум, который есть деятельсность, не только знает предмет, но и создает его. Ум не зависит ни от чего. Мысль активного интеллекта =  самим вещам.

Пассывный – это такой ум, который становится всем, что он изучает, уподобляется предмету, о котором он думает; приспособляется ко всему.

Активный интеллект не может быть чьим-то. Активный ум определяет деятельность пассивного. Ум не является материей, у бестелесной мысленное и мыслящее одно и то же. Материальные предметы мыслить не могут.

 


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Дисциплины