Главная » Общенаучные дисциплины » Философия » ДЕКАРТ

ДЕКАРТ

№17. Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — се неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности.

Идеи бывают 3-х видов: врожденные (идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте), приобретенные и образованные самим интеллектом. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем — идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия и аксиомы.

Декарт утв., что все люди с рождения наделены разумом, есественным светом, и задача человека в регулировании деятельности своего ума.

Декарт открыл условия «бытия мысли» через анатомию человеческого существования («я мыслю, следовательно, существую»). Самоосуществление «я» привело в дальнейшем к детальному  анализу условий бытия разума и к его дифференциации; а рациональность явилась  спутником онтологического прояснения мысли, которое репрезентировало себя прежде всего в ясном и отчетливом (самоочевидном) «слое мышления».

№18. У Декарта Бог являентся не столько религиозным, сколько философским, богом разума, существование которого следовало не постулировать, а доказывать, причем лишь с помощью рациональных аргументов. Бог - существо, в самом себе заключающее источники, гарантии и смысл своего бытийствования. Бог в философии Д. является первой, истинной субстанцией, объективной реальностью. Благодаря ему приходят к единству две другие субстанции -  материальная и мыслящая.

Декарт, пришедший в итоге своих сомнений к признанию, что достоверна только реальность познающего разума, все же выдвинул мысль о правдивости бога. Для чего бы Бог одарил нас зрением, слухом и другими способностями восприятия, если то, что мы видим, слышим и т. д., существует только в нашем сознании? Абсолютно необходимый и совершенный бог не способен обманывать человека в высшем проявлении его познавательных сил.

По мнению Декарта, коль скоро божественное всемогущество бесконечно или абсолютно, исключены какие бы то ни было ограничения его. Раз для Бога все возможно, то Бога следует признать независимым от чего бы то ни было, т. е. абсолютно свободным. Эту сферу, в которой Абсолют пребывает в себе и его “внутренняя” свобода абсолютна, можно описать как сферу абсолютного поссибилизма.

Для Декарта основой достоверности всякого человеческого знания, в том числе и знания о существовании своего собственного мышления, была достоверность существования Бога как абсолютного гаранта истинности всех высказываний, содержащаяся в так называемом онтологическом доказательстве бытия Бога. Отсюда берет свое начало и так называемая проблема “логического круга” в доказательстве Декарта, когда достоверность существования Бога обосновывается ясностью и отчетливостью интуитивного восприятия человеческого мышления, а ясность и отчетливость человеческого мышления как логический критерий истины ставятся в зависимость от достоверности существования Бога, или “бесконечной природы”, которая обосновывается в “онтологическом аргументе”.

№19. Декарт, утверждал, что свободный в своем выборе человек хочет познать больше, чем он может, и видел причину заблуждений именно в несоответствии между спонтанным максимализмом воли и расчетливой познавательной умеренностью разума.

Декарт - сторонник дуализма и деизма: мир состоит из телесной и мыслящей субстанций, созданных богом. Дальнейшее развитие природы идет по своим законам.

Аффекты и страсти Д. рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

Кроме рационалистического метода познания, несомненно, являющегося основой всякого научного познания, Декарт собственно произвел отделение исследователя и исследуемого объекта в явной форме. Такой взгляд на мир, как бы со стороны, был главенствующим в течение последующих двух с половиной веков. Закоренелость этой мысли в головах ученых XX в. вызывала серьезные трудности в понимании и признании новой, квантовой, теории. Но в те времена не могло быть и речи ни о чем другом: для проведения какого-либо серьезного исследования необходимо абстрагирование, выключение из рассмотрения тех свойств объекта, которые явным образом не изменяются в ходе исследуемого процесса


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Дисциплины