Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Философия
»
ФОМА АКВИНСКИЙ
ФОМА АКВИНСКИЙ
№11. Фома Аквинский - монах доминиканcкого ордена, пытался обосновать основные принципы
христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. У Фомы высшее начало есть само бытие,
под которысм Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир.
Ф.А. – познать бога невозможноя, есть 5 путей понять, что он есть: 1) Движение, восходящее к неподвижному перводвигателю (всему, что движется); 2) причинно-следственная связь восходящего к первопричине; 3) различные степени совершенства восходящего к абсолютному совершенству; 4) случайность бытия природных вещей, требующая безусловного существования; 5) контингентность-случайность – наличие целесообразности в природном мире, которое указывает на разумное управление природой.
Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акцидетнций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям.. Сущность бога совпадает с его существованием. Во всех остальных вещах сущность и существование различаются.
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составлиет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных скрытых сущностей - деятелей, душ, духов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшаетси по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
№12. Ф.А. выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
На низшей стунени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи; сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем растительной душой, как бы формирующей тело изнутри,- таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступеннх форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумнан душа носит у Фомы имя самосущего.
Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акцидетнций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении, что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.