» » »

11. ФОМА АКВИНСКИЙ

№11. Фома  Аквинский - монах  доминиканcкого  ордена, пытался обосновать основные принципы

христианской  теологии,  опираясь на учение Аристотеля. У Фомы высшее начало есть само бытие,

под которысм Фома разумеет  христианского  бога,  сотворившего мир.

Ф.А. – познать бога невозможноя, есть 5 путей понять, что он есть: 1) Движение, восходящее к неподвижному перводвигателю (всему, что движется); 2) причинно-следственная связь восходящего к первопричине; 3) различные степени совершенства восходящего к абсолютному совершенству; 4) случайность бытия природных вещей, требующая безусловного существования; 5) контингентность-случайность – наличие целесообразности в природном мире, которое указывает на разумное управление природой.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме,  самостоятельным  бытием,  в  отличие  от  акцидетнций (свойств,  качеств),  которые  существуют  только  благодаря субстанциям.. Сущность бога совпадает с его существованием. Во всех остальных вещах сущность и существование различаются.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете  индивидуумы.  Этот  своеобразный  персонализм составлиет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания,  предмет  которого  -  действие индивидуальных скрытых сущностей - деятелей, душ, духов, сил. Начиная с бога,  который  есть чистый акт бытия,  и кончая малейшей из сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает  относительной самостоятельностью,  которая  уменьшаетси  по  мере движения вниз,  то есть по мере убывания актуальности бытия  существ, располагающихся на иерархической лестнице.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.