Главная » Общенаучные дисциплины » Философия » ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ

№11. Фома  Аквинский - монах  доминиканcкого  ордена, пытался обосновать основные принципы

христианской  теологии,  опираясь на учение Аристотеля. У Фомы высшее начало есть само бытие,

под которысм Фома разумеет  христианского  бога,  сотворившего мир.

Ф.А. – познать бога невозможноя, есть 5 путей понять, что он есть: 1) Движение, восходящее к неподвижному перводвигателю (всему, что движется); 2) причинно-следственная связь восходящего к первопричине; 3) различные степени совершенства восходящего к абсолютному совершенству; 4) случайность бытия природных вещей, требующая безусловного существования; 5) контингентность-случайность – наличие целесообразности в природном мире, которое указывает на разумное управление природой.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме,  самостоятельным  бытием,  в  отличие  от  акцидетнций (свойств,  качеств),  которые  существуют  только  благодаря субстанциям.. Сущность бога совпадает с его существованием. Во всех остальных вещах сущность и существование различаются.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете  индивидуумы.  Этот  своеобразный  персонализм составлиет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания,  предмет  которого  -  действие индивидуальных скрытых сущностей - деятелей, душ, духов, сил. Начиная с бога,  который  есть чистый акт бытия,  и кончая малейшей из сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает  относительной самостоятельностью,  которая  уменьшаетси  по  мере движения вниз,  то есть по мере убывания актуальности бытия  существ, располагающихся на иерархической лестнице.

№12. Ф.А. выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности,  выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей стунени бытия форма, согласно Фоме, составляет  лишь внешнюю определенность вещи;  сюда относятся неорганические стихии  и  минералы.  На  следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи,  которой поэтому внутренне  присуща целесообразность, названная Аристотелем растительной душой, как бы формирующей тело изнутри,- таковы растения.  Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения. На всех трех ступеннх форма по-разному привходит в материю,  организуя и одушевляя ее.  Наконец, на четвертой  ступени  форма  предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.  Не будучи связана с  материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумнан душа носит у Фомы имя самосущего.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме,  самостоятельным  бытием,  в  отличие  от  акцидетнций (свойств,  качеств),  которые  существуют  только  благодаря субстанциям. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие,  а потому при ее появлении мы говорим,  что нечто возникло, а при ее исчезновении, что  нечто  разрушилось.  Акцидентальная же форма – источник определенных качеств,  а не бытия вещей.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины