Главная » Общенаучные дисциплины » Философия » И. ДУНС

И. ДУНС

№14. Д.: Адекватность, т.е. соответствие объекта чел. разуму может рассм. двояко: согласно силе объекта (объект, будучи познан, делает возможн. познание всего остального), и согласно предикации объекта (объект может сущностно сказыв. обо всем остальном, что может быть познано чел. разумом). Бог не может быть адекватным объектом чел. разума т.к., что Он не обладает адекватностью согласно предикации объекта, поскольку что Бог не может быть сущностно и предикатом любого субъекта. Первый объект некоей естеств. способности имеет естеств. порядок по отношению к этой способности. Следоват, Бог как единичн. сущность не может быть первым объектом чел. ума и не может быть познан чел-ком, но Он может обладать неким атрибутом, который является таковым объектом, и именно благодаря наличию этого атрибута Бог может быть частично познан чел. умом. Таким атрибутом является сущее как таковое, кот. является первым и адекватным объектом чел. разума.

Д.: сущее и его атрибуты могут сказываться о Боге и о творении в одном и том же смысле, или унивокально (единозначно). Все наши общие понятия, а также понятия сущего, формируются благодаря абстрагирующей деят-ти разума на основании чувственно воспринимаемых вещей. Для того, чтобы утверждение Бог есть Сущий имело смысл, требуется, чтобы понятие сущий по отношению к Богу включало понятие сущего, которое интеллект абстрагирует от чувственно воспринимаемых вещей.

Трансценденталиями (от лат. переступать) Д. называет все, что выходит за пределы десяти категорий Аристотеля. Сущим назыв. то понятие, которое не может быть разделено на составляющие. Следоват., сущее как таковое не является какой-либо вещью, хотя и сказывается (является предикатом) о существующих вещах. После сущего следует назвать существование, модус сущего, относ. к тому, что имеет реальное существование вне ума. Также к трансценд. относятся и атрибуты (свойства), сущего — единое, истинное, благое. Они именуются обратимыми потому, что всякое сущее, могущее существ. реально, должно обладать опред. единством, быть познаваемым и желаемым как нечто благое.

№15. Иоанн Дунс - средневековый философ и теолог, представитель схоластики, монах-францисканец.

Всякое познание начинается с чувственного опыта. Всякое знание возникает из взаимодействия познаваемого объекта и познающего ума. Первую разновидность знания, непосредственное знание о существовании той или иной вещи, Д. называет интуитивным, а вторую разновидность — знание о сущности вещи, о том, что она есть, — абстрактивным.

 

Всякая единичная вещь состоит из общей природы (определенную видовую природу) и ограничивающей ее этовости (отличающей позитивной сущности). Д. предполагал, что общее, пусть и не в чистом виде, но все же реально дано в единичном: видовая природа, присутствующая в каждом индивиде, есть основание для умопостигаемых форм, образующих при взаимодействии с интеллектом человека понятие, в котором как объект познания дана эта природа. Это понятие и есть универсалия в третьем значении, и в нем человеческому уму общая природа дана в полной универсальности, не ограниченная этовостью.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины