Главная » Общенаучные дисциплины » Философия » КАНТ. ПРОСТРАНСТВО. ВРЕМЯ. АПРИОРНЫЕ ПОЗНАНИЯ

КАНТ. ПРОСТРАНСТВО. ВРЕМЯ. АПРИОРНЫЕ ПОЗНАНИЯ

№25. Кант. Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

Чувственность трактуется им как способность испытывать воздействия со стороны предметов. Результат такого воздействия - ощущения. Форма чувственности априорна. Кант различает внешнее и внутреннее чувство. Формой внешнего чувства он называет пространство, формой внутреннего – время. Время «шире» пространства, так как его законы распространяются не только на внешние, но и на внутренние эмпирические созерцания. Однако внутренняя психическая жизнь, считает он, невозможна без внешней. Априорность форм внешнего и внутреннего созерцания означает возможность предвосхищения законов чувственного опыта еще до этого опыта, т. е. означает возможность a priori познавать предметы возможного опыта в математике.

Априорные познания, поскольку они выражаются в суждениях, Кант делит на аналитические и синтетические априорные суждения. Аналитические - суждения, которые согласно логике приводят в связь субъект и предикат суждения. Так, в суждении «Все люди смертны» субъект – люди, предикат – свойство смертности. Синтетическими априорными суждениями Кант называет те, в которых устанавливаемое предикатом знание оказывается новым по сравнению со знанием, уже заключенным в субъекте. Пример: «все тела имеют тяжесть» - понятие тежести было еще неопределено для времени Канта, его надо расширить и обновить знание. Аналитические суждения Кант называет поясняющими, а синтетические – расширяющими суждениями. Синтетические суждения требуют нового обращения к опыту.

Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое им из наших чувственных созерцаний.

№26. Согласно учению Канта, предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Очевидно, что мы ограничены в наблюдаемом  - условиями возможности самого наблюдения (опыта) вообще. Мы можем познать только то, что сами создали.

Кант противопоставил результаты своего рассмотрения идей разума господствующим  в то время убеждениям философов Германии. Дело в том, что в германских университетах преподавались все отвергнутые Кантом науки: наука о душе, наука о Боге, наука о мире. Науки эти составляли  то,  что  называлось   метафизикой. Кант отверг эту метафизику в качестве теоретической науки.  В то же время, он утверждал,  что метафизика  остается   главной частью философии - уже не в качестве теоретической науки,  а в качестве критики  разума,   устанавливающей  границы теоретического разума  и  необходимость  перехода от него к практическому разуму, т.е. к этике. «Опыт и геометрия - вот те краеугольные камни, на которых должно базироваться естествознание» - пишет Кант. Однако, идя этим путем, - продолжает он, - мы можем установить законы природы, но мы не в состоянии познать происхождение и причины этих законов».

№27. Вводя платоновское понятие идеи для обозначения высшей безусловной реальности, Кант однако понимает идеи разума совсем не так, как Платон. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности, но не более того. Кант отвергает возможность познания  человеком предметов, не данных ему в опыте.

У Канта “Критике  чистого  разума”  свобода  вместе  с  бессмертием  души  и существованием Бога оказывается отнесенной к той области, которая лежит  вне познания,  то  есть  находится  за  пределами  и  чувств,  и  разума.  Разум нравственный   —    это   разум   особого   рода,    разум    практического, непознавательного  устремления,  к  которому  чувства  не   имеют   никакого отношения. Вследствие  этого  возникает  антиномия  чувств  и  нравственного разума, счастья и долга.

Кант вводит категорию моральной веры — это именно тот способ удостоверения метафизических сущностей, который заранее имеет ввиду обусловленность практическим интересом и не ввязывается в бессмысленные попытки соперничать с теоретическим знанием. Практическая обусловленность здесь незаинтересованное моральное отношение в соответствии с целями свободы, а значит долга и ответственности. Кант называет этот тип полагания верой, поскольку ей не возбраняется удостоверять умопостигаемые сущности — она делает это, не претендуя на теоретическую достоверность, но только исходя из практической необходимости.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Дисциплины