Главная » Общенаучные дисциплины » Философия » ЛЕЙБНЕЦ

ЛЕЙБНЕЦ

№20. Лейбниц считал, что весь универсум состоит из простых субстанций (монад) и из их сочетаний. Видел мир единым, движущимся и многообразным. Если мир многообразен и свободен, то субстанций бесконечно много: она едина, самозамкнута, она обладает всем. Качества субстанции: 1) способны к действию; 2) самозамкнуты (на них никто не оказыв. действие, и они не оказывают действия ни на кого); 3) они обладают перцепциями (восприятие) своего внутреннего действия.

Апперцепция – осознанное восприятие, им обладают только некоторые субстанции.

Монада – такое зеркало, которое отражает то, что отражают другие субстанции.

Плюрализм – множественность.

Совокупность монад – суть того, что мы называем телами, которые не являются субстанциями, а лишь обоснованные феномены (видимости).

Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей, сотворенная монада представляет всю вселенную как целокупность.

№21. Лейбниц. Познания бывают: ясные (только то, что мы можем представить, их достаточно, чтобы познать и отличить вещь) и смутные. Ясные познания бывают: отчетливые (которые хорошо различны сами по себе и отличают в предмете признаки, необх. при определении и анализе) и неотчетливые, адекватные (законченное, совершенное, уже не нуждается в дополнениях) и неадекватные, интуитивные (не в результате анализа, а благодаря озарению) и символические.

Л.: все наше познание основано на общих понятиях, которыми владеет только Бог.

Вся разумная деятельность строится на 2-х принципах: 1) закон достаточного основания: ничто не происходит без достаточного основания (есть феномен, т.к. есть субстанция); 2) закон противоречия: круг не может быть квадратом.

Истинами разума представляются те, противоположное которым логически немыслимо. Это совокупность истин, находящихся в разуме Бога и основанных, главным образом, на принципе тождества, законах непротиворечия и исключенного третьего.

Истины факта, в отличие от истин разума, - это эмпирические, лишенные метафизической необходимости, т.е. случайные истины, противоположное им логически мыслимо.

Есть простые идеи, определения которых дать невозможно, некие первоначальные принципы, которые не могут быть доказаны, и не нуждаются в этом, так как противоположное им несет в себе явное противоречие.

№22. Лейбниц. Единая простая первичная монада, последнее основание вещей - Бог. Все остальные монады произведены или сотворены Богом. На вопрос «почему все в мире существует именно так, а не иначе?» Л. отвечает: вещи и явления таковы потому, что способ их бытия - наилучший из возможных способов существования. Бог играет роль абсолютного центра философской системы Л., значит Бог избрал план наилучший, соединяющий в себе величайшее многообразие с величайшим порядком.

Согласно Лейбницу: «В наималейшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных, энтелехий, душ». Бог видит все виртуальные миры и они существуют в его мыслях. Пространство и время есть привычка представления.

Знаменитый оптимизм Лейбница можно считать завершением его философской системы. Лейбниц использует деистический образ бога как заботливого и доброго монарха, отечески опекающего своих подданных - духов. Действовать согласно началу наилучшего - значит вести природу и общество ко все большему совершенству.

Свободная деятельность человека - это его деятельность в качестве сугубо духовного существа. Лейбниц считал, что спонтанность чисто физических действий (например, мяча, движущегося по гладкой поверхности) не дает еще основания считать его свободным. В Новых опытах автор ссылается на мнение Аристотеля, считавшего, что свободные действия не просто те, которые спонтанны, но вдобавок еще обдуманны.

№23. Весь космос Лейбница пронизан принципом предустановленной гармонии: двое часов в разных местах, но показывают одно и то же время. Так же и душа существует так, как будто нет никакого тела. А тела так же функционируют, как будто нет душ. Предустановленная гармония применительно к человеку и его социальной жизни выступает у Лейбница как теодицея (сам этот термин создан Лейбницем), т. е. богооправдание.

Согласно Л., души действуют согласно законам конечных причин, посредством стремлений, целей и средств. Тела действуют по законам причин действующих (производящих) или движений.

У Л. бесконечное множество простых субстанций-монад не могут иметь друг с другом никаких контактов и соприкосновений, ибо каждая из них - абсолютно замкнутое, самодовлеющее, саморазвивающееся внутреннее бытие, внутренний микрокосм. Однако в то же время каждая из монад воспринимает в себе самой весь космос во всем его богатстве и многообразии. Синхронность протекания восприятий в замкнутых монадах происходит благодаря посредству Бога, установившего и поддерживающего предустановленную гармонию внутреннего мира всего бесконечного множества монад.

По Лейбницу, мир ведется к благодати природными путями. Существует предустановленная гармония между миром духов (нравственным царством благодати) и физическим царством природы. В природе все происходит согласно естественным постоянным законам, которые есть проявление и выполнение нравственных законов Града Божия. Поэтому произвольное вмешательство Бога в природу абсурдно. Здесь сохраняется и усиливается идущая от Декарта схема мира как «кинематической» машины. Вся динамика объясняется нравственными законами духовного мира, которые проявляются в мире физическом как законы сохранения.

№24. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии («Монадология», 1714); существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров» («Теодицея», 1710).

Принцип непрерывности является определенным выражением закона достаточного основания. Его можно сформулировать так: закон изменения следствий тождественен закону изменения данных. Принцип непрерывности есть утверждение некоторого тождества.

Принцип изобилия - Бог творит мир так, чтобы все возможности бытия были реализованы в нем в свое время и на своем месте. Все, что может существовать, должно существовать, какие бы формы ни приняло это существование.

Преформизм. Изобретение микроскопа и опыты с ним сделали предметом наблюдения те фазы развития зародыша, которые ранее были недоступны. Сходство органов эмбриона и взрослой особи приводит к формулировке особой теории развития - преформизма. Согласно этой теории, при развитии организма из эмбриона, собственно, никакого развития не происходит: наличествует лишь «разворачивание» уже полностью готовых в эмбрионе органов живого существа, как бы чисто геометрическое изменение масштабов. Л.: «то, что мы именуем  зарождением нового животного, есть всего лишь преобразование, разворачиваемое благодаря росту уже образованного животного, и, следовательно, одушевленное и организованное семя столь же извечно, как мир; исходя из этого будет уместным полагать, что то, что не начинает собою мир, не будет и его концом и смерть есть лишь преобразование, ведущее к свертыванию путем уменьшения, и в свое время сменится новым развертыванием».


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины