» » »

6. МЕТАФИЗИКА

№6. Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Однако метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути совпадая с первыми шагами философии.

МЕТАФИЗИКУ Аристотель определял как «первую философию», чья задача — изучать «первые начала и причины», или же как науку о божественном, «теологию». В отличие от «второй философии», то есть «физики», «первая философия», рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, от движения оформленной материи. Не связанная ни с субъективностью человека, ни с человеческой деятельностью, метафизика, по Аристотелю, является самой ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеческой жизни и источник высшего наслаждения.

Согласно концепции причинности Аристотеля, существует четыре вида причин: материальная (Из чего?), формальная (Что?), действующая (Кто создал?) и целевая (Для чего?). Последние три фактически сводятся к одной формально-движуще-целевой причине.

А.: Если нечто приводится в движение, то в отношении его возможно и изменение; первый вид изменений - это перемещение, а первый вид перемещения - круговое движение. Круговое же движение вызывается [первым] движущим. Следо-вательно, [первое] движущее есть необходимо сущее; и, поскольку оно необходимо сущее, оно существует надлежащим образом, и в этом смысле оно начало.

А.: Действительность - это то, что есть, это обретшее свою материю и форму сущее.

Идея возможности имеет у Аристотеля органически завязана на идею существования (бытия) в возможности. Быть в возможности, значит, иметь шанс стать действительностью.

Энтелехия -  осуществленность целенаправленного процесса он и называет.

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины