» » »

7. ПАМЯТЬ. ОПЫТ. ИССКУСТВО. ТЕОРИЯ

№7. В самом начале 'Метафизики' Аристотель описывает восхождение познающего субъекта от чувственного восприятия к познанию принципов. Всякое познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными.

Аристотель, считая память атрибутом не только интеллекта, т.е. человека, но и животных, разграничивает понятия памяти и воспоминания. Память непрерывна, воспоминание же предполагает разрыв временной последовательности, отсрочку (ср. с понятием differance).

Вторая ступень - ступень опыта, общая человеку и некоторым, хотя уже не всем, животным. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель так определяет опыт: это 'ряд воспоминаний об одном и том же предмете'.

Следующая ступень восхождения к знанию - ступень 'искусства' (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо 'искусство' возникает на основе опыта ('опыт - создал искусство'). Если опыт - знание индивидуальных вещей, то 'искусство' - знание общего и причин. Владеющие 'искусством' люди являются более мудрыми, чем люди опыта, потому что 'они владеют понятием и знают причины' (там же).

Наконец, следует ступень наук (теория), высшая из которых философия.

Аристотель превозносит философию как знание ради понимания в отличие от знания ради выгоды и пользы.  Он видит в ней наиболее умосозерцательную и наименее полезную науку, если под полезностью понимать служение внешней цели, что, по Аристотелю, подобает лишь несвободной науке: “... как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя”. Философия в понимании Аристотеля вовсе не нужна для обыденной, практической жизни, в этом смысле она самая бесполезная из всех наук. Но именно это говорит в ее пользу: “все другие науки, - заявляет философ, - более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной”.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.