» » »

2. ПЛАТОН. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

№2. ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.) - древнегреческий мыслитель, важнейшие сочинения: «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Теория государства. Согласование трех добродетелей - здравомыслия, мужества и мудрости - дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: изучения искусств, науки и военного дела. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению первородного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (олигархия, демократия, тирания).

Самым важным при решении вопроса о правителях и стражах становится знание блага, или идея (эйдос) блага, ибо именно ею и обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального. Благо - это не то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это - причина знания и познаваемости истины. Платон уподоблял благо Солнцу, считая, что все познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и существование, хотя само благо не есть существование - оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой.

Пять известных тогда типов государственного устройства Платон выводит из соответствующего числа типов душевного склада личности.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины