№2.
ПЛАТОН (427-347
или 348 до н. э.) - древнегреческий мыслитель, важнейшие сочинения:
«Федр»
(учение об идеях), «Государство»,
«Теэтет» (теория познания),
«Парменид» и
«Софист» (диалектика категорий),
«Тимей» (натурфилософия).
Теория
государства.
Согласование трех добродетелей - здравомыслия, мужества и мудрости -
дает
справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве.
Идеальное
государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы,
воины и чиновники,
крестьяне и ремесленники. Поэтому душа и государство равно образуются с
помощью
правильно построенного педагогического процесса: изучения искусств,
науки и
военного дела. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая
философов-правителей к постижению первородного начала, или подлинного
сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа,
государства и
мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и
судьи. В
зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть
правильным
(монархия и аристократия) или неправильным (олигархия, демократия,
тирания).
Самым
важным при
решении вопроса о правителях и стражах становится знание блага, или
идея
(эйдос) блага, ибо именно ею и обусловлена пригодность и
полезность справедливости и всего остального. Благо - это не то, что
придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью
познавать, это - причина знания и познаваемости истины. Платон
уподоблял благо Солнцу, считая, что все познаваемые вещи могут
познаваться
лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и существование, хотя само
благо не есть существование - оно за пределами существования, превышая
его
достоинством и силой.
Пять
известных тогда
типов государственного устройства Платон выводит из соответствующего
числа
типов душевного склада личности.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.