Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
История
»
Древнерусское государство в IX-XI веках
Древнерусское государство в IX-XI веках
Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно Повести временных лет, утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена братьев искажением древнешведских слов: синеус -со своими родами, трувор - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.
После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследни-
ка (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в
исторической литературе называть династию киевских князей
Рюриковичами, а Киевскую Русь - державой Рюриковичей), власть
в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег
(879-911).
Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г.
Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и
Дир (некоторые историки считают этих князей последними представи-
телями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью об-
мана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром
объединенного государства.
Торговым партнером Руси была могущественная Византийская им-
перия. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего юж-
ного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз
удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил дого-
вор Руси и Византии, заключенный Олегом.
В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами
Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заклю-
чены договоры с греками, составленные, как записал летописец, на
двое харатьи, т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом язы-
ках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до
принятия христианства. До появления Русской Правды складывалось
и законодательство (в договоре с греками упоминалось о Законе рус-
ском, со которому судили жителей Киевской Руси).
После смерти Игоря его жена Ольга (945-964)
жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство
древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего кня-
зя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поми-
нальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие
древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в
качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам
голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в
свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В резуль-
тате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В
огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.
Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упо-
рядочение сбора дани. Она установила уроки - размер дани и погос-
ты - места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров
и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливала
княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты - видимо,
укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти
погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли ти-
верцев, уличей и окончательно - древлян.
Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (964-972) -
сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным дея-
телем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший
цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить
Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие стра-
ны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает
справедливость первой точки зрения.
Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоедине-
ние земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил
мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на
Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на
Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался при-
близить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский
конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским импе-
ратором за Балканский полуостров. В период успешных военных дейст-
вий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государ-
ства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут
сходиться блага из разных стран; шелк, золото, утварь Византии, се-
ребро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы
из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав
был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему
удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападе-
нии, но дунайские земли пришлось вернуть.
По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую пече-
неги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан
приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил
из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг.
XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены
стальные мечи, которые, как предполагатот, принадлежали Святославу и
его дружинникам.
РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х -
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Я в.)
Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем
стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ-
лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его
рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил
Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице
Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал за море, откуда через два года
вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир
занял великокняжеский престол.
При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объедини-
лись в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вяти-
чи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило
дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья
и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.
Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение за-
щиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.
Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд кре-
постей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились заставы бога-
тырские, защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю
легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу-
дарственной религии было принято христианство. Христианство, как
повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про-
поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Хри-
ста. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Пет-
ра отправился в Скифию. Как свидетельствует Повесть временных
лет, апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил
на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет матерью горо-
дов русских. Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по
словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и
далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях от-
дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и
Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте-
пенно входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-
суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес
располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало
участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия
П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы-
полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну.
Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну
выйти замуж в обмен на крещение варвара, которого давно привлека-
ла греческая вера.
30
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь на-
род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление
населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер-
ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи-
лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего
развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни
(бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или
аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей
перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вель-
може, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими
своих обязанностей на земле.
Божий слуга - государь был, по византийским традициям, и спра-
ведливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защит-
ником границ державы. Принятие христианства укрепляло государст-
венную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело
большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, от-
вергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим
христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии рус-
ской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и
античной культуры.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит,
назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Ру-
си возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах
и селах.
Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви -
десятину (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать Святошку Окаянного - зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести. При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.