» » »

14. Московское государство в XVIв. Иван Грозный.

1. Внутренняя политика Ивана IV

 Будущий царь рос в среде придворных интриг и борьбы сильных боярских семей и группировок за власть. Мне же осмому лету от рожениях тогда преходящу,-писал впоследствии Иван, - и тогда подвластные князья и бояре царьство безо владетеля обретоша и ринушася богатству и славе, и тако наскочиша друг на друга. И елико тогда сотвориша!. Он наблюдал, как расхищается государева земля, нередко сам становился очевидцем и участником кровавых распрь. Царь видел ясно то, о чем повествуют летописи и публицисты, - боярское самовластье ожесточило простой народ: крестьяне постоянно пребывают в скорбных волнениях, прежде из горожан государевы наместники пиша [пили] крови много, но теперь гнев повсюду прорывался наружу.

Когда 17-летний Иван IV был венчан на царство (16 января 1547 г), едва ли кто из окружавших его бояр имел представление о том, каким путем укрепит молодой государь авторитет своего нового царского титула. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь структурных реформ.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук московского митрополита Иван IV принял регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала свой авторитет. Отныне великий князь московский стал называться царем. Власть царя передавалась по наследству.

В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари.

Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить Судебник (утвержден в 1550 г) и сформулировал программу реформ середины XVI в. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов. В состав Земских соборов входили Боярская дума, освященный собор - представители высшего духовенства. На многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться (приказываться, как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине века действовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата. Иностранными делами ведал Посольский приказ. Государственными финансами - приказ Большой приход. Государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, - приказ Сибирского дворца, Казанского дворца и т.д.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. было около 50. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам, бывшим фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимого, то есть они кормились за счет управления землями. В 1556 г. система кормления была отменена. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, из числа зажиточных слоев среди черносошного населения, там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков, излюбленных голов (старост) - в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Ивану IV нужно было укрепить социальную, военную опору власти - дворянство. Нужны были какие-то особые меры. К ним и прибегнул Иван IV позднее, когда обрел большую уверенность после крупных внешнеполитических успехов. Реформы Грозного в условиях России с ее крепостническим правом, с ее посадским населением городов, придавленным боярством, эти реформы приобрели своеобразные деспотические черты.

Опричнина оставила по себе черную память в народе. Она была задумана Иваном IV после того, как первые успехи в Ливонской войне сменились неудачами и он обрушил свой гнев на бояр.

5 января 1565 г. Иван IV объявил о введении особого (опричного) управления на значительной, притом экономически развитой, части страны; другая часть, где порядки сохранились прежние, объявлялась земщиной. Все вотчинники и помещики на опричной части, если они не зачислялись в опричнину, лишались своих владений и получали возмещение в других местах. Из доверенных царю людей формировался опричный корпус.

Все неугодные Ивану IV князья, церковные сановники, бояре во время опричнины, которая продолжалась восемь лет и была пронизана террором, насилием, клеветой, истреблялись, шли в ссылку или принудительно постригались в монахи. Сам Иван IV, человек разнузданный и болезненно подозрительный, участвовал со своими приспешниками Малютой Скуратовым, Богданом Бельским и им подобными в кровавых оргиях, слухи о которых сеяли ужас. В припадке ярости он смертельно ранил своего старшего сына Ивана. Опричники в поисках крамолы разоряли хоромы и поместья бояр, причем от пыток и казней погибали тысячи ни в чем не повинных крестьян и горожан. Заподозрив в измене Новгород, царь предпринял на него настоящий поход, опустошив по пути Тверь, Торжок и другие города. И все это в то время, когда шла изнурительная война за Ливонию. Новгород был совершенно разграблен за те пять недель, что опричники свирепствовали в нем, они сотнями топили горожан в Волхове.

Безусловно, и княжеский, и боярский, и новгородский сепаратизм стоял на пути упрочения России, и с переходом в руки опричного дворянства обширных вотчинных и государевых земельных фондов крепостники-помещики окрепли. Но какой ценой? Целые районы пришли в запустение, которое к концу правления Грозного вылилось в подлинный хозяйственный кризис, когда в Московском уезде пустовало свыше 81%, а вокруг Новгорода и Пскова - более 90% земель.

Опричнина, проводимая с помощью кровавого средневекового деспотизма, децентрализации страны и войска, при расхищении национального достояния вела Россию к военно-политическому провалу. В 1572 г. опричнина была отменена. Разорением и кабальной зависимостью от новых господ поплатился народ за опричную реформу. В правление Бориса Годунова (1584-1605) продолжалась начатая Грозным политика заповедных лет, т.е. тех лет, когда вопреки закону о Юрьевом дне крестьянам запрещалось менять владельцев; беглых же крестьян государственный сыск возвращал их прежним господам; резко ухудшилось и положение холопства.

Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Ивана Грозного стала вторым этапом его закрепощения в общегосударственном масштабе. Хотя Судебник 1550 г. подтвердил право выхода крестьян в Юрьев день, плата за пожилое возросла. В 80-е годы ХVI в. политика закрепощения усиливается, вводятся заповедные урочные лета.

В результате опричнины, войн, стихийных бедствий второй половины XVI в. участились случаи бегства крестьян от своих хозяев, этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1581, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581-1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян. К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархального боярского совета удельного князя - в царскую палату и государственный совет самодержца.

2. Внешняя политика Ивана IV

После свержения ига Золотой Орды борьба с ханствами, появившимися на ее развалинах (Крымским, Казанским, Астраханским), стала одной из задач внешней политики Руси в XVI в. Другой крупной задачей стало освоение Сибири. Это были богатые земли, о которых мечтало русское дворянство. К освобождению стремились народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями - либо посадить в этих государствах своих ставленников, либо завоевать их.

После ряда неудачных дипломатических попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г.150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Казань была взята штурмом 2 октября 1552 г. После взятия Казани в 1556 г. была присоединена Астрахань. Чувашия и большая часть Башкирии. Добровольно зависимость от России признала Ногайская орда. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в руках России. Русские земли были избавлены от вторжений ханских войск, укрепились связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана Грозного грамоты на владение землями по реке Тобол. Начало освоения Сибири положил поход казачьей дружины Ермака. По реке Чусовой он одолел Уральский хребет и достиг Кашлыка, столицы ханства. Произошла сеча зла, и Кучум был разбит (1582 г), но вскоре Ермак попал в засаду, и его отряд погиб в неравном бою. Ермаку не удалось в тяжелой кольчуге добраться до струга, и он утонул в реке Вагай (1584 г).

Однако с появлением новых русских войск и поселенцев были заложены Тюмень (1586), Тобольск (1587) и другие города и крепости. После понесенных поражений Кучум ушел в Среднюю Азию, а Сибирское ханство окончательно распалось (1598). Началось освоение Западной Сибири. Присоединение Сибири Поволжья в целом имело положительное значение для и народов этого региона. Они вошли в состав государства, находившегося на более высоком уровне экономического и культурного развития. Местный господствующий класс стал со временем частью российского. В связи с началом освоения в XVI веке территории Дикого поля (плодородных земель к югу Тулы) перед русским правительством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана. С этой целью были построены Тульская (середина XVI в) и Белгородская (в 30-40-х гг. XVII в) засечные черты - оборонительные линии.

Сосредоточив все усилия на объединении России и свержении ордынского ига, московское правительство одновременно настойчиво использовало любые возможности для восстановления былого международного значения страны. Оно поддерживало устойчивые дипломатические и торговые отношения с Северной Европой-Данией, Швецией, Норвегией, укрепляло свои позиции в Рижском заливе.

Освобождение от гнета Орды, разгром Казанского и Астраханского ханств, продвижение в Сибирь решительно изменили положение России в Европе, вызвав повышенный интерес к ней со стороны Германии, Венгрии и других держав. Опасаясь усиления Турции, которая подчиняла Сербию, Болгарию, Грецию, Албанию, Молдавию, Валахию и держала в вассальной зависимости Крым, они пытались использовать против нее Россию. Кроме того, богатый русский рынок, его окрепшие связи со странами Кавказа и Азии толкали купечество Англии, Италии и других стран на развитие торговли с Москвой, Архангельском, Новгородом.

Однако на пути сношений России с крупными странами Европы было еще немало препятствий. Среда них главное препятствие - немецкий Ливонский орден. Он блокировал выход России на Балтику.

Правительство Ивана Грозного решило восстановить былые позиции в Прибалтике, которая давно экономически тяготела к России и сулила русскому дворянству и купечеству новые владения и внешнеторговые доходы. В 1558 г. русские войска вступили в Эстонию - началась Ливонская война, которая длилась 25 лет. При деятельном сочувствии эстонцев и латышей русские войска заняли Нарву, Дерпт (Тарту), Мариенбург (Алуксне), Феллин (Вильянди). Ливонцы были полностью разгромлены, а их магистр В. Фюрстенберг захвачен в плен (1560). Ливонский орден прекратил свое существование. Но в войну за его бывшие владения вмешались Швеция, которая захватила Ревель (Таллин), и Дания, занявшая остров Эзель (Сааремаа). Литва, лишь недавно вынужденная вернуть России Смоленск (1514), а в 1563 г. потерявшая и Полоцк, откуда перед Грозным открывался путь на Вильнюс, соединилась с Польшей по Люблинской унии (1569) в одно государство - Речь Посполитую. Война приняла затяжной характер. Противодействие сильной коалиции, разорительные вторжения крымских орд, доходивших до Москвы, измена боярских воевод в сочетании с бедствиями опричнины подорвали хозяйство России и привели к утрате отвоеванного. Пробиться к Балтийскому морю не удалось.

Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать упорную борьбу с сильными противниками. Разорение страны опричниной лишь усугубило дело.

3. Организация местной власти при Иване IV

 Эволюция местного управления в Московском государстве при Иване IV заключалась в постепенном изменении системы кормлений.

В XV и первой половине XVI в. власть на местах находилась в руках наместников и волостелей. Наместники правили городами и пригородными станами, волостели - волостями, а подчиненные - тиуны, доводчики, праветчики, недельщики - были их слугами, но не государственными чиновниками. Должности областных управителей назывались кормлениями, а они сами - кормленщикам

Чтобы оградить население от произвола и злоупотреблений кормленщиков, правительство проводило нормировку кормлений. В уставных и жалованных грамотах, которые давались самим кормленщикам, была установлена своего рода такса, подробно определявшая доходы кормленщика, кормы и пошлины. Позднее натуральные кормы (хлеб, масло, мясо, птица и т.д.) были пересчитаны на деньги, а сбор кормов с населения был поручен выборным от обществ (старостам, сотским и др.).

Судебная власть кормленщиков была ограничена двойным надзором - сверху и снизу. Надзор сверху выражался в докладе, т.е. в том, что некоторые наиболее важные дела из суда кормленщиков переносились для окончательного решения в центральные учреждения (дела о холопстве и важнейшие уголовные дела). Судебные действия наместников и волостелей находились также под надзором местных обществ.

Посадские и волостные общества издавна имели свои выборные органы, старост и сотских. Со второй половины XV в. эти выборные земские власти становятся все более деятельными участниками местного управления и суда. Земские власти или специально выбранные местными обществами судные мужи, добрые люди, лучшие люди участвовали в суде наместников и волостелей. Как знатоки местных юридических обычаев и защитники интересов местных обществ они должны были в суде сидети и правды стеречи. Судебник 1497 г. установил общее правило, по которому на суде кормленщиков должно быть старосте и лутчим людем; а без старосты и без других людей суда наместником и волостелем не судити. То же правило подтверждалось рядом уставных грамот, данных отдельным местным обществам. Судебник 1550 г. устанавливал обязательное присутствие в наместничьем суде старост и лучших людей, целовальников или судных мужей и повторял предписание: А без старосты и без целовальников суда не судити.

В XVI в. постепенно осуществлялась реформа местного суда и управления. Сначала из рук наместников и волостелей изъяли суд по тяжелым уголовным преступлениям (разбойные, татиные и убивственные дела), которые были переданы в руки избираемых местными обществами губных старост и их помощников - губных целовальников. 

Губные старосты избирались из дворян и детей боярских всем населением, включая крестьян. Губные целовальники избирались из среды тяглых (посадских и сельских) людей. Губным старостам подчинялись также выборные низшие полицейские агенты - сотские, пятидесятские и десятские.

При Иване IV в 1555 г. правительство решило отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными земскими властями, излюбленными старостами и земскими судьями, которым поручался суд по всем делам (уголовным и гражданским) и все местное управление. Вместо кормов и пошлин, уплачиваемых прежде наместникам и волостелям, посадские и волостные люди должны были теперь платить денежный оброк в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму, подлежащую уплате оброка, а посадские и крестьяне должны были сами определять налог меж себя: по животам, и по промыслам, и по пашням, и по угодьям, т.е. в соответствии с имущественной состоятельностью каждого дворохозяина. Таким образом, установленная реформами XVI в. выборная служба получила характер натуральной государственной повинности, возложенной на население.

Наиболее важными из упомянутых реформ стали губная реформа в 30-е гг. XVI в. и земская реформа 1555-1556 гг. В результате выборные излюбленные люди стали заниматься государственными делами: губные избы - судебно-полицейскими функциями; земские избы - раскладом, сбором и доставкой в Москву разных податей, рассмотрением в судебном порядке всех гражданских и второстепенных уголовных дел черносошных крестьян и посадских, а также некоторыми полицейскими функциями. В состав губных изб входили губной староста (избирался из местных дворян) и старосты, десятские, лучшие люди. Позднее состав изб изменился: в их аппарат вошли целовальники из среды крестьян и верхушки посадских людей и губной дьяк.

В XVII в. вся власть на местах постепенно сосредоточивается руках воевод. Земские и губные учреждения формально сохранились, но теряли свою самостоятельность, превращаясь в исполнительные органы приказного воеводского управления.

Следует подчеркнуть, что установление выборной администрации взамен кормлений косвенно вызывалось реорганизацией служилого класса. Введение поместной системы отняло у кормленщиков прежнее значение средств материального обеспечения служилого класса. В то же время их дальнейшее существование должно было отрывать служилых людей от возложенной на них ратной службы. Организация земского самоуправления и мотивы его введения непосредственно примыкали, таким образом, к общей системе государственных преобразований XV-XVI вв.

Заключение

 Время Ивана Грозного сложное, противоречивое. О нем доныне спорят историки. Это было трудное время, на русском престоле сидел жестокий, мятущийся правитель. Подытоживая вышеизложенное, отметим, что важнейшими социально-экономическими процессами, происходившими в России в XVI веке, были:

завершение объединения русских земель и складывание единого централизованного государства существенно увеличившего свою территорию, численность и многонациональный состав населения;

изменение формы государственного устройства (раннефеодальная монархия сменилась сословно-представительной);

завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказной системе управления; превращение поместной системы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутрь класса феодалов;

продолжение политики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе.

Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр. Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Суть этой реформы состояла в перераспределении земель бояр в пользу дворянства, ликвидации независимости крупного феодально-вотчинного землевладения и укреплении центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении экономической мощи царя. Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572).


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины