» » »

24. Что дала человечеству III НТР?

III. Новая научно-техническая революция и зигзаги (изломы) человеческой цивилизации

Глобализация, о которой мы сегодня говорим, в основе своей имеет глобальную экономическую интеграцию, это создание единой рыночной экономической системы в масштабах всего мира. Мы имеем дело с невиданным распространением в мировом масштабе рыночной экономики, причем роль главного распорядителя в этой мировой рыночной экономической системе играют капиталистические государства во главе с США. Общеизвестно, что в течение длительного периода времени ставили знак равенства между рыночной экономикой и капитализмом. Поэтому многие люди считают, что глобализация есть победа во всем мире капиталистического строя, по словам американского ученого японского происхождения Фукуямы, это означает конец истории. Однако на самом деле подобный взгляд является поверхностным. Волна современной глобализации в огромной степени выходит за рамки идеологического противостояния капитализма и социализма, это знак поворота человеческой цивилизации, символизирующего, что существовавшая в течение семисот с лишним лет начиная с эпохи Просвещения промышленная цивилизация подошла к своему историческому завершению. И капитализм, и социализм – и тот и другой строй обращают внимание на развитие науки и техники, на их использование для развития промышленного производства и увеличения материального богатства. Ценности, которые отрицает волна глобализации, являются ценностями промышленной цивилизации[2].

Вплоть до настоящего времени главной созидательной силой промышленной цивилизации была буржуазия, судьба которой тесно связана с капиталистическим строем. Особенность этого строя состоит в том, что здесь все подчинено потребностям капитала, сущностью которого является возрастание, безграничное самовозрастание. Только поэтому промышленность, заменив сельское хозяйство, становится главной формой материального производства человечества, а безграничное расширение материального производства становится основной особенностью капиталистического строя и всей промышленной цивилизации. Почему капиталистический строй может обладать подобными свойствами? Это определяется основными ценностными ориентациями людей в буржуазном обществе.

Возникшее в ХIV в. движение Просвещения подвергло критике подавление христианством в средние века природы человека, оно провозгласило, что человек является центром жизни, выдвинуло идеи гуманизма. Гуманизму было присуще утверждение справедливости и разумности материальных желаний человека и стремлений к получению материальных удовольствий в целях их удовлетворения. Удовлетворение материальных удовольствий требует наличия достаточного количества денежных средств, для чего необходимо развивать производство. Поэтому индивидуальное кустарное производство постепенно заменяется кустарными мастерскими и промышленным производством с широким использованием машин. Отличие промышленности от сельского хозяйства состоит в том, что она на основе познания природы, используя машины, сознательно преобразует ее. Поэтому становление и развитие промышленности сильно стимулировало развитие науки и техники, вследствие чего значительно усилилась роль научного разума рациональности, что привело к появлению в ХVIII в. просветительского движения, представленного французским материализмом. Под влиянием рационалистического просвещения и буржуазных политических революций история человечества вступила в новую эпоху. Под углом зрения политики и идеологии это была эпоха капитализма, под углом зрения способа производства – эпоха рождения промышленной цивилизации. Замену промышленной цивилизацией аграрной называют также эпохой модернизации. Кратко говоря, всю историю человечества – с периода Возрождения и до сегодняшнего дня – можно рассматривать как эпоху промышленной цивилизации. Она появилась вслед за рождением буржуазии, поэтому следует сказать, что и в России до Октябрьской революции промышленная цивилизация практически также была цивилизацией капиталистической.

История капиталистической цивилизации есть история людей, вдохновленных материальными желаниями, которые стремятся с помощью научного разума использовать развитие промышленного производства для получения материальных богатств и материальных удовольствий. Основными ценностными ориентациями гуманизма капиталистов была погоня за материальными богатствами и материальными удовольствиями. Буржуазию и капиталистический строй не заботило ничего, кроме личной выгоды, все их интересы были связаны только с ней. Вдохновленные материальными желаниями, погоней за деньгами, ремесленники, торговцы и возникший затем весь класс капиталистов непрерывно развивали науку и технику, расширяли производство, занимались жесткой конкуренцией, рыскали повсюду, они оказывали большое влияние на развитие производительных сил, и неизменно в течение нескольких столетий путь капитализма сопровождался триумфальным маршем. Поэтому неслучайно в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс, говоря о буржуазии, прежде всего дают высокую оценку совершенной ею в истории революции мышления, то есть ее проповеди индивидуализма и эгоизма.

Как говорили Маркс и Энгельс, буржуазия и капитализм сыграли в истории революционную роль, включая то, что они стимулировали новую научно-техническую революцию ХХ столетия и возникновение волны экономической глобализации. Однако новая научно-техническая революция является как раз последовательным отрицанием ценностных ориентаций капиталистического строя и капиталистической промышленной цивилизации, так как под влиянием этих ориентаций капитализм подошел к своей естественной границе, впервые столкнувшись с непреодолимым препятствием.

Желания человека не имеют пределов. Самовозрастание капитала, его неограниченное расширение не имеет каких-либо рамок. Однако подобное расширение неизбежно встречает препятствия на своем пути, оно непременно сопровождается сопротивлением и кризисными явлениями. С исторической точки зрения подобное расширение вызвало к жизни третий кризис капиталистического строя.

Первый кризис был связан с тем, что расширение капитала и его воспроизводство встретили сопротивление рабочего класса, одновременно это вызвало к жизни конфликты между самими капиталистами. Наглядной демонстрацией сопротивления рабочего класса явился бурный рост рабочего движения в западных странах в ХIХ в. и ожесточенная борьба буржуазии и пролетариата. Конфликты между капиталистами главным образом проявлялись в свободной конкуренции на рынке, что приводило к экономическим кризисам. Классовая борьба и экономические кризисы свидетельствовали о том, что капиталистический строй становится оковами для развития производственных сил и что он уже подготовил своего могильщика. Тогда впервые капиталистический строй оказался в кризисе. Марксизм явился продуктом именно этого кризиса.

Под давлением классовой борьбы рабочих буржуазия была вынуждена изменить свою тактику, следствием чего явилось смягчение классовых противоречий; благодаря появлению кейнсианства она нашла эффективные методы противодействия экономическому кризису, и он был постепенно разрешен в рамках капитализма.

Второй кризис капиталистического строя связан с двумя мировыми войнами, вызванными движением национального капитала вовне своих государственных границ и возникновением империализма. До превращения науки и техники в первую производительную силу увеличение богатства капиталистов опиралось главным образом на эксплуатацию и захват: внутри страны – на эксплуатацию рабочих, вовне ее – на захват колоний. Алчное стремление к материальному богатству заставляло капиталистов вслед за развитием производительных сил раздвигать рамки национальных государств, идти во внешний мир и проводить разнообразную империалистическую политику. Связанное с этим расширение капиталов неизбежно приводит к конфликтам между империалистическими государствами за пространство для своего развития. Обе мировые войны как раз и явились проявлением этих конфликтов. Последовавшие одна за другой, они показали, что расширение капитала встретилось с новыми препятствиями и ограничениями и что капитализм вступил в новый кризис. Однако создание ООН и появление такой международной организации, как ВТО, свидетельствуют о том, что буржуазия различных государств согласилась на определенные общие правила игры, благодаря чему этот кризис также был разрешен в рамках капитализма.

Третий кризис возник под влиянием научно-технической революции, он связан с кризисом существования самого человечества. Этот кризис общеизвестен, он проявляется в следующих трех моментах. Первый.Революционное развитие производительных сил, вызванное новой научно-технической революцией, значительно увеличило возможности и масштабы деятельности человека по преобразованию природы. В результате мы имеем сегодня постоянное ухудшение экологической обстановки, уменьшение природных ресурсов, поэтому серьезной проблемой является сама дальнейшая возможность существования человечества и производства. Второй. Экономика быстро глобализируется, однако человечество до сих пор не имеет соответствующего механизма сознательного реагирования на мировые проблемы экономической и политической жизни, поэтому в процессе глобализации непрерывно возникают многочисленные конфликты между различными государствами и регионами. С одной стороны, это вызывает большое количество экономических кризисов глобального характера, наносится ущерб производительным силам; с другой стороны, происходит постоянное обновление оружия массового уничтожения, поражающая сила которого непрерывно увеличивается. Два этих факта в совокупности приводят к тому, что международные конфликты являются подлинной угрозой для существования человечества. Третий. Одновременно с развитием и использованием науки и техники, ускорением развития производительных сил и увеличением материального богатства значительно увеличивается всеобщее отчуждение человека. Материальному достатку сопутствуют напряженность в духовной сфере, монотонность и однообразие жизни.

Вышеотмеченные изменения неизбежно приводят к мысли о том, возможно ли дальнейшее существование человечества, нужно ли искать новый путь развития, – это становится реальной, очень серьезной проблемой. Чем дальше, тем больше людей начинают проявлять беспокойство за судьбы человечества, размышлять о промышленной цивилизации и ее ценностях. В сравнении с двумя предыдущими кризисами этот – третий – кризис не может быть разрешен в рамках капитализма. Причина, порождающая этот кризис, не связана с какими-либо конкретными техническими вещами или конкретными политическими мероприятиями. Она коренится в ценностях, которых придерживается буржуазия со времен эпохи Возрождения: безграничном увеличении материального богатства в целях удовлетворения непрерывно увеличивающихся материальных желаний. Это основа образа жизни капиталистической цивилизации, а также всей промышленной цивилизации, включая Советский Союз и другие социалистические страны. Если однажды эти ценностные ориентации будут отброшены, то, не говоря уже о капитализме, вся промышленная цивилизация закончит свое существование. Но есть ли у человечества другой выбор? Нет. Если не хотим исчезновения человечества, следует отбросить прежние ценности, завершить промышленную цивилизацию. Факты говорят в пользу этого.

Промышленная цивилизация основывается на науке и технике, их развитие приводит к тому, что она достигает своего исторического пика, а это вызывает волну глобализации и угрозу для существования человечества. Это самоотрицание промышленной цивилизации. Понимание глобализации должно сочетаться с пониманием угроз, представляющих в настоящее время опасность для существования человечества, что, в свою очередь, должно основываться на глубоком понимании процесса развития науки и техники, в особенности новой научно-технической революции ХХ в. Возникновение промышленной цивилизации связано с эпохой Возрождения, поэтому завершение этой цивилизации будет означать в истории человечества такой же поворот, как и эпоха Возрождения. Если мы не сможем поднять изучение проблем глобализации на должную высоту, оно будет чисто внешним и поверхностным. Факты свидетельствуют, что сделать это нелегко. На Западе многие люди выступают против глобализации, потому что она способствует перемещению капитала по всему миру, что приводит к уменьшению возможностей для людей найти работу в своих странах; в ряде развивающихся стран, к примеру в Китае, некоторые ученые приветствуют глобализацию, поскольку она представляет шанс для развития собственной экономики, они стремятся найти в ней полезные аргументы для своих теоретических умозаключений.

Конечно, есть большое количество людей, серьезно размышляющих над этим значительным поворотом истории. Окончание промышленной цивилизации с точки зрения марксизма означает замену капитализма коммунизмом; с точки зрения руководителей Китая, это означает осуществление научной концепции развития и построение гармоничного общества; с точки зрения академика В. Стёпина – окончание техногенной цивилизации; с точки зрения российского ученого В. Иноземцева – приход постэкономического общества. Говоря по существу, описание тенденций развития человеческой цивилизации уже давно дала русская философия Серебряного века, среди них самой глубокой, самой блестящей работой является великое произведение Н. Бердяева «Смысл истории». Хотя оно было издано свыше 80 лет назад, то, что в нем говорится, прямо относится к фактам сегодняшнего дня. Это драгоценнейший вклад русской нации в историю человеческой мысли. Данное произведение должен прочитать каждый человек современной эпохи.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.