» » »

4б. Художественные стйли XIX века (Европа). Страна Европы, вышедшая на первое место по общему уровню развития художественного творчества.

Реализм (вещественный, действительный) - творческий принцип правдивого, объективного отражения действительности. Реализм возник как преемник-оппонент романтизма.
В разных видах и жанрах искусства формы и приемы отражения действительности различны. Реалистичным является не всякое внешне достоверное изображение действительности, а только лишь в единстве с правдивым отражением существенных сторон реального мира. (В этом состоит различие между реализмом и натурализмом.)
Имя новому движению в живописи дал Гюстав Курбе (1819-1877). В 1855 г. он организовал свою персональную выставку в Париже и назвал ее «Павильон реализма». Курбе хотел учиться только у природы, стремился раскрыть значительность и скрытую поэзию повседневной жизни («Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камней»).
В пейзажной живописи объективно-предметное отображение действительности воплотилось в творчестве группы художников «барбизонской школы»: Теодор Руссо (1812—1867), Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878), Жюль Дюпре (1812—1889) и др., работавших в 30-60-е годы XIX в. в деревне Барбизон близ Парижа. Они наблюдали и постигали природу в ее многообразных и изменчивых обычных состояниях, воссоздавали подлинный характер национального ландшафта.
Реализм второй половины XIX в. чаще называют критическим. Характерным жанром литературы здесь становится социально-психологический роман. В критическом реализме социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов, но не судьба общества в целом.
В западноевропейской литературе первыми обозначили реализм главной чертой своего творчества Ч. Диккенс («Домби и сын», «Оливер Твист»), Стендаль(«Красное и черное»). Они видели трудность достижения счастья и независимости личности в обществе, основанном на власти денег. Обогащение для возвышенной и духовно цельной личности недостижимо или духовно разрушительно.
Особую остроту критический реализм обретает в России, где он показывает общество как «темное царство» «униженных и оскорбленных», «бедных людей», а страдания человека - как «обыкновенную историю» (А. Пушкин, Л. Толстой, А. Чехов, Ф. Достоевский).
Русский реализм выдвинул главные идеи новейшего времени - самосовершенствование личности, непротивление злу насилием, смирение.
Русский реализм в живописи ярче всего проявился в творчествехудожников-«передвижников» И. Крамского, И. Репина, И. Левитана и др.
В музыке - в творчестве М. Глинки (опера «Иван Сусанин»), композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского, итальянского композитора Дж. Верди (оперы «Риголетто», «Отелло», «Аида», «Травиата»).
Натурализм — художественный метод, на формирование которого решающее влияние оказала философия и эстетика позитивизма О. Конта, Г. Спенсера и др.
Эстетика разрабатывалась авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей. Один из теоретиков натурализма в эстетике - писатель Эмиль Золя (1840-1902) (его натуралистические пристрастия отразились на романе «Человек - зверь»),
В натурализме предметом наблюдения объявляется «весь человек», о котором натуралисты намерены сообщить «всю правду». Причины поведения людей, источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды. Человек выступает не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и т. д.). Влияние социального фактора явно преуменьшается.
Натурализм стремится преодолеть условность искусства, пытаясь превратить художественное произведение в точную копию факта. Натуралист устраняется от эстетической и нравственной оценки героев, превращая произведение искусства в фотографию куска жизни, сохраняющую все ее мельчайшие подробности и детали.
В 70-80-е годы XIX в. натурализм детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных, исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизировал внимание на роли бессознательных моментов в человеческой психике. Тенденции натуралистической эстетики позднее стали использоваться отдельными направлениями модернизма.
Параллельно направлению реализма в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке и художественной фотографий конца XIX- начала XX в. возник импрессионизм (от франц. impression - впечатление). Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картинаКлода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца».
Импрессионизм продолжает начатое реализмом освобождение от условностей классицизма и романтизма, утверждает красоту повседневной действительности, делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в ее естественности. Во многих картинах импрессионистов акцентируется как бы случайно пойманный взглядом момент непрерывного течения жизни, изображаются неожиданные точки зрения и ракурсы фигур, сохраняются сила и свежесть первого впечатления. Произведения отличаются часто жизнерадостностью, увлеченностью чувств, восхищением красотой мира.
Клод Моне, Альфред Сислей создали ощущение сверкающего солнечного света и растворения форм в вибрации света и воздуха.
В литературе принципы импрессионизма формировались на переходе от натурализма к символизму (Ги де Мопассан). Писатели стремились к мимолетной зарисовке сцен, передаче хаоса чувств и настроений, предельно заостряя изобразительную силу слова.
В музыке (Клод Дебюсси) импрессионизм выделялся стремлением к «записи» стихий природы, тонкостью и неопределенностью мелодического строя. Он избегал классических схем формообразования, традиционных принципов тематического развития.
В целом импрессионизм не составил единой школы, особого художественного стиля, хотя многие его художественные открытия вошли в современную эстетическую культуру.
Символизм (фр. simbolisme, от греч. simbolon - символ, знак) - европейский интегральный стиль искусства конца XIX- начала XX в., связавший воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались прежде всего как культурно-эстетическая деятельность.
Основная доктрина символизма сформировалась в творчестве французских поэтовШ. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме, Ж. Рембо. Они ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Основой сюжета произведений символистов считался отказ от изображения действительности, предпочтение этому косвенного, непрямого соприкосновения с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.
Символисты утверждали, что только идеи представляют ту высшую реальность, которую и должно запечатлеть искусство.
Поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимаясь поисками оригинального и сложного индивидуального словаря. Русский символизм включал два поколения поэтов: сначала В. Брюсов и К.Бальмонт, затем А. Блок и А. Белый. Художники символисты пытались составить свой индивидуальный словарь красок и линий, постичь умение создавать определенное настроение посредством контрастов, цветовых вариаций (Г.Моро, О.Роден).

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины