Главная » Общенаучные дисциплины » Культурология » Художественные стили XIX века (Европа). Страна Европы, вышедшая на первое место по общему уровню развития художественноготворчества.

Художественные стили XIX века (Европа). Страна Европы, вышедшая на первое место по общему уровню развития художественноготворчества.

Реализм (вещественный, действительный) - творческий принцип правдивого, объективного отражения действительности. Реализм возник как преемник-оппонент романтизма.
В разных видах и жанрах искусства формы и приемы отражения действительности различны. Реалистичным является не всякое внешне достоверное изображение действительности, а только лишь в единстве с правдивым отражением существенных сторон реального мира. (В этом состоит различие между реализмом и натурализмом.)
Имя новому движению в живописи дал Гюстав Курбе (1819-1877). В 1855 г. он организовал свою персональную выставку в Париже и назвал ее «Павильон реализма». Курбе хотел учиться только у природы, стремился раскрыть значительность и скрытую поэзию повседневной жизни («Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камней»).
В пейзажной живописи объективно-предметное отображение действительности воплотилось в творчестве группы художников «барбизонской школы»: Теодор Руссо (1812—1867), Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878), Жюль Дюпре (1812—1889) и др., работавших в 30-60-е годы XIX в. в деревне Барбизон близ Парижа. Они наблюдали и постигали природу в ее многообразных и изменчивых обычных состояниях, воссоздавали подлинный характер национального ландшафта.
Реализм второй половины XIX в. чаще называют критическим. Характерным жанром литературы здесь становится социально-психологический роман. В критическом реализме социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов, но не судьба общества в целом.
В западноевропейской литературе первыми обозначили реализм главной чертой своего творчества Ч. Диккенс («Домби и сын», «Оливер Твист»), Стендаль(«Красное и черное»). Они видели трудность достижения счастья и независимости личности в обществе, основанном на власти денег. Обогащение для возвышенной и духовно цельной личности недостижимо или духовно разрушительно.
Особую остроту критический реализм обретает в России, где он показывает общество как «темное царство» «униженных и оскорбленных», «бедных людей», а страдания человека - как «обыкновенную историю» (А. Пушкин, Л. Толстой, А. Чехов, Ф. Достоевский).
Русский реализм выдвинул главные идеи новейшего времени - самосовершенствование личности, непротивление злу насилием, смирение.
Русский реализм в живописи ярче всего проявился в творчествехудожников-«передвижников» И. Крамского, И. Репина, И. Левитана и др.
В музыке - в творчестве М. Глинки (опера «Иван Сусанин»), композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского, итальянского композитора Дж. Верди (оперы «Риголетто», «Отелло», «Аида», «Травиата»).
Натурализм — художественный метод, на формирование которого решающее влияние оказала философия и эстетика позитивизма О. Конта, Г. Спенсера и др.
Эстетика разрабатывалась авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей. Один из теоретиков натурализма в эстетике - писатель Эмиль Золя (1840-1902) (его натуралистические пристрастия отразились на романе «Человек - зверь»),
В натурализме предметом наблюдения объявляется «весь человек», о котором натуралисты намерены сообщить «всю правду». Причины поведения людей, источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды. Человек выступает не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и т. д.). Влияние социального фактора явно преуменьшается.
Натурализм стремится преодолеть условность искусства, пытаясь превратить художественное произведение в точную копию факта. Натуралист устраняется от эстетической и нравственной оценки героев, превращая произведение искусства в фотографию куска жизни, сохраняющую все ее мельчайшие подробности и детали.
В 70-80-е годы XIX в. натурализм детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных, исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизировал внимание на роли бессознательных моментов в человеческой психике. Тенденции натуралистической эстетики позднее стали использоваться отдельными направлениями модернизма.
Параллельно направлению реализма в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке и художественной фотографий конца XIX- начала XX в. возник импрессионизм (от франц. impression - впечатление). Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картинаКлода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца».
Импрессионизм продолжает начатое реализмом освобождение от условностей классицизма и романтизма, утверждает красоту повседневной действительности, делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в ее естественности. Во многих картинах импрессионистов акцентируется как бы случайно пойманный взглядом момент непрерывного течения жизни, изображаются неожиданные точки зрения и ракурсы фигур, сохраняются сила и свежесть первого впечатления. Произведения отличаются часто жизнерадостностью, увлеченностью чувств, восхищением красотой мира.
Клод Моне, Альфред Сислей создали ощущение сверкающего солнечного света и растворения форм в вибрации света и воздуха.
В литературе принципы импрессионизма формировались на переходе от натурализма к символизму (Ги де Мопассан). Писатели стремились к мимолетной зарисовке сцен, передаче хаоса чувств и настроений, предельно заостряя изобразительную силу слова.
В музыке (Клод Дебюсси) импрессионизм выделялся стремлением к «записи» стихий природы, тонкостью и неопределенностью мелодического строя. Он избегал классических схем формообразования, традиционных принципов тематического развития.
В целом импрессионизм не составил единой школы, особого художественного стиля, хотя многие его художественные открытия вошли в современную эстетическую культуру.
Символизм (фр. simbolisme, от греч. simbolon - символ, знак) - европейский интегральный стиль искусства конца XIX- начала XX в., связавший воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались прежде всего как культурно-эстетическая деятельность.
Основная доктрина символизма сформировалась в творчестве французских поэтовШ. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме, Ж. Рембо. Они ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Основой сюжета произведений символистов считался отказ от изображения действительности, предпочтение этому косвенного, непрямого соприкосновения с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.
Символисты утверждали, что только идеи представляют ту высшую реальность, которую и должно запечатлеть искусство.
Поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимаясь поисками оригинального и сложного индивидуального словаря. Русский символизм включал два поколения поэтов: сначала В. Брюсов и К.Бальмонт, затем А. Блок и А. Белый. Художники символисты пытались составить свой индивидуальный словарь красок и линий, постичь умение создавать определенное настроение посредством контрастов, цветовых вариаций (Г.Моро, О.Роден).


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины