Творчество
Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis —
каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как
духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются
обработками произведений других композиторов, а некоторые —
переработанными версиями своих произведений.
[править]Органное творчество
Органная музыка
в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями,
сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.
В течение жизни
Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель
и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того
времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.
В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных
музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На
композитора оказала влияние как музыка северо-немецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многихфранцузских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченнуюОрганную книжечку —
сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались
различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральныетемы.
После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не
менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник«Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов).
Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался
консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой
новых органов.
[править]Прочее клавирное творчество
Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде.
Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники,
демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических
произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его
жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).
- «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
- 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций —
небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества
знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для
обучения игре на клавишных инструментах.
- Три сборника сюит: Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда,куранта, сарабанда, жига и
необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах
аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой
присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество
необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах
стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей,
присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.
- Гольдберг-вариации (около 1741) — мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
- Разнообразные пьесы вроде
«Увертюры во французском стиле», BWV 831,
«Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или
«Итальянского концерта», BWV 971.
[править]Оркестровая и камерная музыка
Бах писал
музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его
произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001—1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло,
BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений
композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо.
Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два
скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, BWV 1043, и
концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.
Исследователи считают, что эти концерты для клавесинов были всего лишь
переложениями более старых произведений Иоганна Себастьяна, ныне
утерянных[источник не указан 746 дней]. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты.
Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки, в частности последнюю часть — чакона.[источник не указан 413 дней]
[править]Вокальные произведения
- Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он
сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое
воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил
некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене.
Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из
которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде
единственного фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и
инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса,
некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения
большого оркестра, а некоторые — всего несколько
инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата
открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben»
(номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских
кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе.
Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных
кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.
- Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскуютему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в
страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются
одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно,
что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до
наших дней.
- Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года.Пасхальная оратория (1734—1736)
и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно
проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская
оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях:
изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
- Мессы. Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария.
В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли
переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком
при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке.
Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за
несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и
Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме
мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и
Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.
Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.