Главная » Общенаучные дисциплины » Культурология » Наука как элемент и феномен культуры. Понятие и функции.

Наука как элемент и феномен культуры. Понятие и функции.

Понятие и функции науки

В числе различных человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ее основная функция — состоит в том, вырабатывать и теоретически систематизировать объективные о действительности. Наука включает деятельность по получению нового а научных приобретенных прежде. Другие функции; науки — и в предшествующие эпохи новые знания и образуют в совокупности научную картину мира.

По определению, данному в Философском энциклопедическом словаре; под научной картиной мира понимается об общих и закономерностях природы, в результате обобщения и основных естественнонаучных понятий и

В отличие от научной может быть картина мира. Научная картина формируется на отдельных наук, например, физики, астрономии, биологии, философии и др. Может формироваться и общенаучная картина мира. В этом случае определяющим элементом для представления картины мира будет та о(5ласть познания, которая положение. Так, в эпоху античности в астрономии господствовала геоцентрическая мира.

В эпоху система Коперника, признающая центральное положение во Вселенной Солнца. Современная наука признает существование во Вселенной (метагалактике) миллиардов галактик — гигантских звездных систем, подобных нашей Галактике.

В современном естественнонаучном познании лидирующее положение занимает физическая картина мира. После научной революции XVII в. вплоть до конца XIX в. физическая картина мира, о чем мы будем говорить далее, строилась на базе классической механики. Современная физическая картина мира строится на основе квантовой механики, и теории относительности.

Непосредственные цели науки состоят в описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающего мира. В широком понимании наука — теоретическое отражение действительности.

Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука — способ освоения: мира. Но это специфическая, особая форма деятельности и отличается от других видов деятельности как в сфере материального производства, так и в духовной сфере.

Так, материальное производство невозможно без использования знаний, но они применяются в данном случае в качестве идеальных средств, тогда как для науки получение знаний — главная и непосредственная цель. Итогом научной разработки может быть теоретическое описание, иди схема технологического процесса, или сводка экспериментальных данных, или получение формулы химического препарата и т.п. Если результатом материального производства является то или иное вещественное изделие., то результат научной деятельности — это приращение знаний. В то же время научные знания и их обогащение в процессе общественного развития воздействуют революционизирующе на все другие виды человеческой деятельности, в том числе на материальное производство.

Познавательные функции науки тесно связаны с воспитательной функцией, включающей формирование определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Для науки как системы ценностью является достижение истины, а истина в морально-этическом плане нейтральна. Поэтому нравственные оценки не могут быть применимы в самой истине, они могут относиться только к способу, методу получения знаний (был ли исследователь честен, справедлив, самостоятелен, мужествен) или к деятельности по применению результатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки и нравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целей применения открытий.

Своеобразие науки как особой сферы человеческой деятельности можно показать сопоставляя ее с другими деятельности. Так, сравнивая науку и искусство, мы видим, что научное творчество отличается от художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира, то в науке содержание объективно, и чем выше степень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию. В любое знание выступает как обезличенное, максимально обобщенное. Для искусства характерно «мышление в образах», для науки — «мышление в понятиях». Различно воздействие науки и искусства на человека. Если искусство затрагивает чувственно-образную сторону творческой способности человека, то наука — • интеллектуально-понятийную.

Если сравнить науку и религию, то обнаруживается, что в основе религии лежит вера в сверхъестественные начала, она обращается к сверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучает окружающий мир, исходя из него самого, практически подтверждая получаемые ею знания.

Наука входит в более широкое понятие «культура», которая подразделяется на духовную и материальную.

Материальная культура — это средства производства, жилища, предметы домашнего быта, одежда, средства транспорта и связи и т.д. — все то, что является результатом производственной, материальной деятельности человека.

Духовная культура — это познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, то есть сферу сознания, сферу духовного производства.

Наука — элемент культуры, одна из ее подсистем. Без науки культура не может успешно осуществлять свои основные социальные функции. Понятия «наука» и «культура» не тождественны. Понятие «культура» шире. Наука не учитывает всей сферы материальной культуры и такие сферы духовной культуры (области), как искусство, нравственные теории и взгляды.

Наука — феномен культуры. Она обогащает человека, его духовный мир и тем самым способствует его развитию. Наука вырабатывает соответствующий механизм передачи знаний новым поколениям. В то же время наука, ее познавательная деятельность находятся в зависимости от условий социально-экономического состояния общества, в том числе от его культуры. Культура в каждую конкретную историческую эпоху создает общий способ видения действительности. Наука возникает только на определенном уровне социально экономического развития общества, когда зарождается потребность в научных знаниях, и на соответствующем уровне развития культуры, которая формирует благоприятную атмосферу для возникновения и развития научных знаний. Это значит, что наука рождается в недрах определенной культуры. Поэтому к развитию науки надо подходить исторически.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины