Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Культурология
»
Культурология, как научная и учебная дисциплина.
Культурология, как научная и учебная дисциплина.
Культурология как наука: формирование, особенности культурологического изучения культуры.
Слово культура первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона (Туксуланские беседы) говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Культурология — наука современная, молодая, как самостоятельная наука сложилась в 20 в., как учебная дисциплина была введена в начале 90-х гг. Термин культурология впервые был употреблен химиком Освальдом в начале ХХ в., а в 30-е годы американский ученый Уайт предложил вычленить науку культурологию из системы социального гуманитарного знания. По мнению Уайта, необходимо культуру изучать так, как естественные науки изучают живую и неживую природу, т.е. объективно. По мнению Уайта, культурный поток, который складывается в определенное время имеет объективные закономерности развития и культуру можно изучать вне человека. Культура является предметом исследования науки культурологии. Термин культура — главный термин для данной науки. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как естественное и искусственное..
В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория культура обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими;устойчивых связей между людьми и способов их регулирования;оценочных критериев, имеющихся в обществе.
Основные культурологические школы.
Понятие культура трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях.
а) символическая школа.
Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие культура определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие культура определяет как организацию вещей и явлений, основанную на символах. Представителями символической школы является Леви-Стросс.
б) натуралистическая школа.
Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Малиновского, 3. Фрейда.
в) психологическая школа.
С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, дух народа.
г) социологическая школа.
Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (П. Сорокин).
г) аксиологическая школа.
Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Понятие ценность впервые появляется в работах Канта.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.