Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Культурология
»
Микеланджело Буонаротrи кем был
Микеланджело Буонаротrи кем был
Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни(итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.
Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.
— Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.
Известные работы
- Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
- Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
- Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Капелла Медичи. 1520—1534.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.
Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.