Главная » Общенаучные дисциплины » Культурология » Ценностный подход к культуре, как основа теории П. А. Сорокина. Основные положения его теории.

Ценностный подход к культуре, как основа теории П. А. Сорокина. Основные положения его теории.

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) – крупнейший ученый социолог двадцатого века. К началу шестидесятых годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира». В связи с этим его наследие рассматривается как фундаментальная база теоретической социологии, как основа данной науки.

В связи с этим изучение его трудов представляет несомненную теоретическую значимость и является целью данной работы.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922 г.) и американский. Данное деление лежит также в основе нашего изложения. В связи с этим наша цель структурно состоит из решения двух следующих задач:

1.                 Осветить теоретическую значимость русского периода П.А. Сорокина.

2.                 Выделить основные идеи, которые доминировали в американском периоде Сорокина.

В рамках написания данной работы нами была использована в основном учебная литература. Она отличается от других типов литературы наиболее полным и систематическим изложением теоретических проблем политологии. Однако вопросы теории политологии изложены в общем контексте повествования, делается основной упор на характеристику общих теоретических вопросов.

Монографическая литература отличается узостью рассматриваемых вопросов, отсутствием широты охвата изложения. Изложение охватывает определенной проблемы в достаточно широком, подробном охвате вопросов.

Публицистическая литература охватывает феномен политического сознания с разных аспектов, выявляя наиболее интересные моменты изложения.

 

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: идеи, чувства-эмоции, волнения людей.

К сложным относятся: материальная культура, окружающая человека; духовная атмосфера социальной среды; общественно-политическая организация групп, явления власти, богатства и денег, разделение труда.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет… Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы… Зависимость нашего поведения от социально – психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!… Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, – зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения… С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж – небольшой, фигура – неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда… – это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».[1]



[1] Основы социологии / под ред. А. А. Радугина.- М., 1999.- с. 45

 


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины