Главная » Общенаучные дисциплины » Культурология » Основные понятия культурологии.

Основные понятия культурологии.

Ценности. Нормы. Культурные традиции

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформиро­ванная в определенной культуре, которая задает образцы и стан­дарты поведения и оказывает влияние на выбор между возмож­ными поведенческими альтернативами.

Т. Парсонс отмечал, что ценность — это представление о жела­тельном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и дру­гие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведе­ния могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является цен­ностью.

Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в фило­софии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В западной культурной антропо­логии существуют две полярные теории. Одна из них — это реля­тивистская, отрицающая возможность объективного анализа ценностных структур различных обществ и рассматривающая ценностные системы как относительные. Другая (противополож­ная) теория — антирелятивистский позитивизм, утверждающий возможность изучения ценностных структур с позиции объектив­ной науки.

Какова роль ценностного компонента в жизни людей? Куль­турная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществ­ляется регуляция человеческой деятельности.

«Лишенные своих значимых аспектов, все явления человече­ского взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук», — отмечает Питирим Александрович Сорокин. И действи­тельно, все эти явления культуры, созданные людьми, все эти произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компо­ненты, становятся просто грудами бумаги, металла или мрамора, тоннами изведенной краски или кусками материи. И тогда они могут являться предметом физики, химии или биологии, изучаю­щих их структуру, строение или свойства, но не социальных или гуманитарных наук. 

По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фунда­ментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:

1)    идеационный;

2)    чувственный;

3)    идеалистический.

Если преобладает идеационная культура, то высшей цен­ностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной куль­туры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представлен­ного естественными науками; они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сороки­на, — промежуточная между идеационной и чувственной. Ее цен­ности — это ценности разума, рационализирующего объектив­ную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятель­ности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запрет­ного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оцени­вание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная систе
ма ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого. 

Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы различных культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Что лежит в основе универсального и специфического в при­роде ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других — лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «амери­канизацией» русской культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группово­го — смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, воен­ного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-норма­тивного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а но­вые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья», представляя картину страданий и смятения конфликта ценностеймуходящей культуры и возникновения в результате новых форм социокультурной реальности. 


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться
Дисциплины