» » »

37. Влияние религии и церкви на формирование культуры в эпоху Средневековья.

  2.2 Проповеди как пласт народной культуры.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным
моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,
философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством.
Духовенство было единственно образованным классом , и именно церковь
длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная
жизнь европейского общества этого периода в значительной степени
определялась христианством.
Важный пласт формирования народной культуры во времена классического
Средневековья - проповеди.
Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы
мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех
прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей
язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи,
миссионеры должны были растолковывать народу основные положения
богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять
неправильный образ мыслей.
Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека
- грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и
крестьянина, богатого и бедного.
Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким
образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и
донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.
Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” (
exempla) - короткими рассказами , написанными ввиде притчей на житейские
темы.
Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют
особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих.
“Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического
воздействия на прихожан.
В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового
человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных
участниках повседневной жизни человека.
Однако наиболее известные проповедники такие , как Бертольд
Регенбургский ( XIII в ), в своих проповедях не пользовались “Примерами”,
строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил
свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к
определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко
использовал способ перечисления, загадки и другие приемы , делавшие его
проповеди маленькими спектаклями. ([2], стр. 265)
Служители церкви , как правило, не вносили в свои проповеди
сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось
и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала
как раз от слушания вещей привычных и известных.

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Поделиться

Оплаченная реклама

Дисциплины