Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Культурология
»
Деятельность Сиддхартхи Гаутамы принадлежит культуре ...
Деятельность Сиддхартхи Гаутамы принадлежит культуре ...
В ряде случаев под понятием «будда» подразумевают конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного клана Шакьев, принадлежавшего к касте воинов. Согласно некоторым источникам, Сиддхартха Гаутама считается основателем буддизма, что не вполне соответствует действительности
Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны несколькими авторами. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около 2 в. до н. э. на языке пали.
Как правило, Сиддхартха Гаутама (позже прозванный Буддой Шакьямуни), живший приблизительно с 623 г. до н. э. по 543 г. до н. э., и достигнувший бодхи около 588 г. до н. э., не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины буддой является любой, открывший дхарму(истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы. В истории космоса было множество подобных существ. Таким образом, Гаутама Будда (известный под религиозным именемШакьямуни) является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его непосредственным предшественником был будда Дипанкара, в то время как будда, следующий за ним, именуется Майтрейя.
Исторический Будда, по-видимому, представлял собой не бога или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары (череды перерождений). Тем не менее, во многих разновидностях буддизма выделяют персонажей-спасителей. В практическом поклонении различия между буддами, бодхисаттвами, дхармапалами (божествами-защитниками), йидамами (божествами-покровителями) и «богами» (дэва на санскрите, лха на тибетском) часто бывают размыты. Тем не менее, все вышеупомянутые рассматриваются в контексте традиционного буддизма как лишенные изначального существования, в то время как ни одна теистическая (вера в бога или богов) религия не наделяет своего бога такими качествами. Определенные учения Будды в значительном количестве сутр Махаяны категорически противоречат тезису о том, что даже Будда (в своей конечной форме —Дхармакая) не является истинно и вечно сущим: в соответствии с этой доктриной, только сансара не имеет вечной сущности, в то время как утверждать то же о Будде — значит произносить тяжкое оскорбление и опасно отклоняться от пути истинной дхармы (см. Нирвана-сутра).
Блаженство пробужденного состояния — нирвана, — согласно буддизму, доступна всем существам, однако в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком. Подчеркивая эту всеобщую доступность, буддийские источники упоминают множество будд и множество бодхисаттв — существ, посвятивших себя просветлению, которые приняли обет:
- (с точки зрения Никая) отсрочить собственную нирвану ради помощи другим на этом пути, или
- (с точки зрения Махаяны) вначале достигнуть пробуждения/нирваны самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.