» » »

52. Каково состояние отечественной культуры в настоящее время?

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить несколько, так сказать, 'болевых точек. Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема отцов и детей), и, прежде всего на психологическом и идеологических уров­нях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху пе­ремен, перехода из одной социальной системы - в другую, когда мировоззрение отцов, сформировавшееся в старой системе, не может ужиться с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое (образно говоря, поколение кваса и 'поколение пепси) находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая 'болевая точка' современной отечественной культуры - раз­рыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседнев­ном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художествен­ных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современ­ных культурных ценностей.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой серьезной и народной культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и массовой культуры. Как метко заметил известный актер С.Юрский, массовое искусство - про то, как жить, а второй рукав искусства (в нашем случае - искусство серьезное) - зачем жить. Кстати говоря, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное (высокохудожествен­ное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего.

Итак, проблема противостояния серьезной и массовой культуры самая сложная и её никакими спецуказаниями правительства не решишь. Принцип здесь один - серьезная культура должна быть на дотации, ей надо материально помогать. Это могут быть и государственная поддержка (бюджетные средства) и помощь спонсоров, но именно помощь. Потому что рынок как механизм для создания и распространения высокохудожественных ценностей в массах не эффективен. Везде, не только в России, скажем сим­фонический оркестр или оперный и репертуарный драматический театр без дотаций не выживут, а какая-нибудь рок-техно-бит-кабаре-поп-рэп-степ группа под названием, если не кличкой, - ОФОНАРЕВШИЕ - выживет, ибо она является неотъемлемой частью шоу-бизнеса, т.е. массовой культуры.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.