Начало Реформации связано с выступлением немец, священника М. Лютера
(1483-1546), провозгласившего тезисы против индульгенций. В них
утверждалось, что вера человека – это единственное общение
человека с Богом, поэтому в мирской жизни человек свободен от влияния
церкви. Тезисы были поддержаны высшими кругами Германии, а требования
обновления церкви и секуляризация ее земель (отторжение или передача
церковного имущества в светское владение) были одобрены крестьянами. Но
лютеранство не нашло широкого распространения в силу его внутр.
раздробленности, сопротивления Рима и поражения Германии в ходе
Крестьян, войны.
Позиция Лютера состоит в тотальном отрицании: недоверии к возможностям
человека спастись без божественного участия; уверенности в тщетности
автономии разума как основы человеч. существования; в отрицании
возможности спастись только с помощью знания, без веры. Только через
«отчаяние» как осознание собственного бессилия человек
проложит себе путь к спасению.
В Швейцарии зародились реформационные движения: цвинглианство и кальвинизм.
Цаинглианстеш – это протестантское учение, сформулированное
Цвингли. Оно во всем опиралось на Святое Писание, послания апостола
Павла и его учение об искуплении Христом первородного греха. Цвингли
начинает проповедническую деятельность в 1519 г. и является сторонником
идей, как признание Писания как единственного источника истины, что
спасение обретается верой, а не деяниями, что судьба человека
предопределена. Цвинглианство отстаивало респ. форму правления в церкви
и в гос-ве. Но выступление против католицизма в открытом сражении
окончилось крахом для цвинглианства.
Кальвинизм – это одно из основных течений реформации,
разработанное Кальвином, кот. стал известен не только как противник
католицизма, но и ,любых форм инакомыслия. Основными идеями кальвинизма
становятся идеи «провидения» (продолжение акта создания, и
оно распространяется на всех) и «предопределения» (вечный
совет Бога, определяющий намерения человека). Бог не создает всех в
равных условиях, но одних – для жизни, др. – для смерти.
Успех кальвинизма был обусловлен респ. правлением и его защитой
буржуазии. Реформация способствовала появлению человека буржуазного
общества – независимого индивида со свободой нравственного выбора
и ответственного в своих суждениях.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.