» » »

50. Проблемы в области культуры в годы ВОВ и первое послевоенное десятилетие.

2. Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советского народа – Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, длившаяся без малого четыре года. Война с нацистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и в культурной сфере. Так, скажем, наука была переориентирована на нужды обороны. И годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Активно трудились на оборону физики А. Иоффе, С. Вавилов, П. Капица, Л. Мандельштам; химики Н. Зелинский, И. Гребенщиков, А. Несмеянов, Н. Семенов. Ученые А. Александров, Б. Гаев, А. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.

Свою лепту в укрепление оборонного потенциала страны внесли авиаконструкторы – Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Петляков, Поликарпов, Сухой, Туполев, Яковлев. В конце войны С. Королев, М. Янгель начали закладку основ развития ракетной техники. А в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана.

На годы войны приходится «потепление» отношений церкви и государства. Советское руководство поняло, что церковь – это та организация, которая может быть использована для поднятия морального духа народа, т.е. может способствовать сплочению народа для борьбы против иноземных оккупантов. Поэтому стали снова открываться церкви, вновь стали функционировать духовные семинарии, в стенах которых готовились кадры священнослужителей для вновь открывающихся церковных приходов.

Еще большее влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Опыт отечественного искусства в годы войны полностью опровергает ходячий афоризм: «когда стреляют пушки – музы молчат». Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка /особенно песенное творчество/, живопись и плакатная графика, документальное и художественно кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, стилистики, имеет общие черты, определенные самой жизнью.

В грозных испытаниях войны особенно ярко раскрылись лучшие черты народного характера – его неодолимая сила, упорство, оптимизм, готовность на любые жертвы, на подвиг ради победы. Первыми откликнулись на военные события публицистика и поэзия. Зачастую стихи становились песнями, получая воистину всенародное признание: «Священная война» В. Лебедева-Кумача /композитор А. Александров/, «В землянке» А. Суркова /композитор К. Листов/, «Огонек» М. Исаковского /композитор М. Блантор/, «Вечер на рейде» А. Фатьянова /композитор В. Соловьев-Седой/. Даже интимная лирика обретала героические черты, как знаменитое стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Именно в эту грозную пору с обновленной силой звучит в произведениях многих писателей тема Родины, России. Этими чертами отмечена военная лирика поэтов разных поколений, эстетических школ, жизненного и творческого опыта, которых объединяло сознание огромного значения происходящего. Героический русский характер полнокровно раскрылся в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», рассказе А. Толстого «Русский характер», главах из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», повести К. Симонова «Дни и ночи». Ярчайшей страницей культурной жизни блокадного Ленинграда была премьера Седьмой ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города.

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу как важнейшему средству массового средства идейного воспитания. Кино военных лет создает свою летопись, порой обращаясь к помощи литературы, но чаще – по оригинальным сценариям. Подвиг становится содержанием, сюжетом фильмов – подвиг воинский, трудовой, подвиг нравственный. Киноискусству открываются новые пласты жизни, новые грани народного характера. Хотя достижения кинематографа военных лет были неравноценны, его общий вклад в дело победы трудно переоценить. Кино черпало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Именно фильмы военных лет и прежде всего – «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского – имели огромное воспитательное значение и оставили значительный след в эмоциональной памяти народа.

Закончилась война. Наступили мирные дни. Страна стала залечивать раны. И в первые послевоенные годы одно из центральных мест отводилось идеологической работе. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы, с надеждой на лучшее будущее. У людей возросло чувство собственного достоинства. Однако какой бы справедливой война не была для народа, она ухудшает психологический климат общества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценивание человеческой жизни, детская беспризорность, разрушение семей – все это создавало множество проблем для власти, что стало причиной ужесточения административного нажима на различные стороны жизни общества, а деятельность работников культуры была подвергнута жесткому контролю. К этому следует добавить и начавшуюся «холодную войну» как противоборство двух социальных систем, которая повлекла за собой создание так называемого «железного занавеса» между СССР и США, а также странами западной Европы.

Идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития наук. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания высших партийных руководителей. Открытия зарубежных ученых замалчивались, а работы в области кибернетики и квантовой механики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными науками генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им В.И. Ленина /ВАСХНИЛ/ в августе 1948 г. монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Лысенко, поддержанная руководством страны.

Но и в таких условиях были созданы значительные художественные произведения: в литературе – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» Э. Казакевича, «Далекие годы» К. Паустовского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина; в области кино – «Сельская учительница» М. Донского, «Иван Грозный» /2-я серия/ С. Эйзенштейна, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Мичурин» А. Довженко; в изобразительном искусстве – произведения Е. Вучетича, Л. Кербеля, Б. Пророкова, А. Пластова, Г. Верейского, Г. Нисского, В. Мухиной, В. Цигаля и других.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.